Центробанк снизил ставку рефинансирования до 12, 5 процента

Вчера впервые с начала кризиса Центробанк пошел на снижение ставки рефинансирования. Она стала меньше на 0,5 процента и составляет теперь 12,5 процента.

Если это направление сохранится, кредиты, выдаваемые российскими банками, станут дешевле, надеется председатель правления ВТБ Андрей Костин. Собственно, ради этого и проведено "урезание ставки", дал понять первый заместитель председателя Банка России Алексей Улюкаев. Заметим, что снизились ставки и по всему спектру инструментов, которые использует ЦБ для кредитования коммерческих банков. Они установлены в диапазоне от 9,5 до 12,5 процента.

"Те банки, у которых доля средств Центрального банка в пассивах велика, а есть крупные банки, у которых она достигает 30 процентов, смогут сразу, практически автоматически ретранслировать снижение ставки ЦБ", - передает слова Улюкаева Интерфакс-АФИ. Однако Улюкаев заметил, что в балансах банков "депозитов населения и компаний в пять раз больше, чем денег Банка России". И те, у которых доля ресурсов ЦБ невелика, должны будут сделать одновременно две вещи. Во-первых, снизить ставки по депозитам, которые, по мнению Улюкаева, "слишком высокие" и по кредитам. "Для принятия этого решения им потребуется чуть больше времени, - заметил первый зампред. - Но, без условно, я считаю, что это решения близкого времени".

Пока, впрочем, снижение ставки очень небольшое, но важен сам тренд, пояснил журналистам глава ВТБ Андрей Костин. Но в условиях, когда большинство банков фактически лишены другого источника привлечения средств, кроме денег ЦБ, такой сигнал наверняка будет ими услышан.

Заметим, что на высокую ставку рефинансирования ЦБ давно сетовали промышленники, ведь она опосредованно влияет на цену банковских кредитов. И в то время, когда большинство стран мира в условиях кризиса стремительно снижали процентную ставку, чтобы открыть экономике доступ к дешевым деньгам, российский ЦБ держал ее на весьма высоком уровне.

Это, как не раз объясняли представители Банка России, было вызвано высокими темпами инфляции в нашей стране. Но теперь инфляция замедлила свой бег, курс рубля довольно устойчив, и есть возможность для снижения ставки, полагает Костин.

Костин, впрочем, не стал вчера строить прогнозов относительно того, насколько еще может быть снижена ставка в обозримом будущем. Но при этом обратил внимание и на другие проблемы. Банки получают средства ЦБ на короткий срок - от трех до шести месяцев, а сами выдают кредиты на один-два года. И поэтому банкиры все равно несут определенные риски. Между тем буквально на днях на заседании правительства банкирам было выдвинуто требование: стоимость кредитов должна быть не больше ставки рефинансирования плюс 3 процента. Однако, как уточнил Костин, это касается только кредитов, выдаваемых банками за счет средств господдержки. И в таком случае подобное требование справедливо. А во всех других ситуациях ставки будут рассчитываться для каждого клиента индивидуально - в зависимости от степени его надежности. Даже сейчас, пояснил Костин, есть клиенты, которые получили у ВТБ деньги под 14 процентов годовых, а есть и такие заемщики, которым кредиты выдаются под 20-22 процента.

Еще одна проблема, не снятая с повестки дня, - высокий уровень неопределенности с ситуацией в экономике и с положением заемщиков. По подсчетам главы минфина Алексея Кудрина, темпы роста просрочки по банковским кредитам растут ежемесячно на 14 процентов. Существуют разные прогнозы относительно того, каким может быть уровень просроченной задолженности в кредитном портфеле банков на конец года - от 10 до 20 процентов. Но все будет зависеть от того, как станет раскачиваться маховик экономики, как поведут себя цены на нефть, пояснил Костин. В этом году ВТБ закладывает в свои планы формирование резервов под обесценение активов на уровне 8 процентов. В прошлом году, напомнил Костин, из-за высоких рисков по просроченной задолженности на формирование резервов у банка ушло 2,5 миллиарда долларов, причем более 1 миллиарда - в четвертом квартале.

Тем не менее сложная ситуация в экономике не означает, что кредитование должно сворачиваться, говорит Костин. Банкам надо учиться действовать в новых условиях, строже подходить к оценке надежности заемщиков, пояснил он. В этом году ВТБ рассчитывает нарастить свой кредитный портфель на 10 процентов. Причем это усредненная цифра, она касается работы ВТБ не только в России, но и в других странах. В нашей стране кредитование банком экономики и граждан будет расти более быстрыми темпами, обещал Костин. Во многом обеспечить эти планы банк надеется за счет дополнительной эмиссии акций на 180 миллиардов рублей. Это, пояснил Костин, будет выпуск обыкновенных акций по открытой подписке. Стоимость допэмиссии будет определена на наблюдательном совете в мае, ее планируют завершить не позднее октября. Что же касается привлечения денег на внешнем рынке, то пока окно таких возможностей закрыто. К тому же банк не готов занимать их под любые проценты, потому что высокую нагрузку не выдержат его клиенты. Не идет пока речь и о получении нового субординированного кредита, сообщил Костин.

Напомним, что в прошлом году ВТБ получил его в размере 200 миллиардов рублей. С сентября по конец декабря банк предоставил населению и предприятиям займов на 27 миллиардов долларов.

Елена Кукол

банки

Фонд страхования вкладов в 2009 году не будет испытывать проблем с ликвидностью, сообщил вчера глава Агентства по страхованию вкладов Александр Турбанов.

Сейчас он составляет 80,6 миллиарда рублей. "Этого хватит, чтобы рассчитаться во всех страховых случаях", - считает глава АСВ. Кроме того, в случае необходимости может быть использован механизм сделок РЕПО, кредитования банками друг друга под залог ценных бумаг. "Но вероятность этого крайне низкая. У агентства нет оснований обращаться за поддержкой в правительство", - сказал Турбанов.

По его подсчетам, в этом году под процедуру санации могут попасть не более 20 банков. Но это не значит, что у остальных не будет проблем. К концу года банковская система может столкнуться с большими просрочками по кредитам. Пока "недобор", по словам Турбанова, остается на приемлемом уровне - в районе 3 процентов. Однако она возросла в 1,5 раза по сравнению с концом прошлого года. Если будет продолжаться в таком темпе, то к концу года банковская система выйдет на просрочку в 10-15 процентов, предположил глава АСВ. В рублевом эквиваленте такая доля просрочки будет соответствовать 2,5 триллиона рублей. При таких показателях банки просто "проедят" свой капитал. "Должен быть создан механизм, который бы мог справиться с этим осложнением", - уверен Турбанов. Таковым, по его мнению, должен стать механизм выкупа проблемных кредитов, варианты которого хорошо известны в мировой практике, апробированы и показали свою эффективность. Но с инициативой по выкупу таких активов госкорпорация выступать не будет. Однако АСВ возьмется за это, если ему дадут такое поручение.

Подготовила Татьяна Шадрина