24.04.2009 03:00
    Поделиться

    Доказательства по делу Ходорковского и Лебедева исследуют без прессы

    Вчера журналисты остались без видеотрансляции процесса над Ходорковским и Лебедевым. Экран отключили временно по ходатайству гособвинения.

    Как пояснила журналистам руководитель пресс-службы Мосгорсуда Анна Усачева, такие ограничения предприняты для того, чтобы исключить утечку информации для свидетелей.

    Это значит, что теперь в суде начинается самое интересное. Подтвердятся ли обвинения, предъявленные двум бывшим олигархам, зависит от того, будут ли путаться в своих показаниях свидетели и насколько их показания станут отличаться от того, что написано в финансовых документах "ЮКОСа" и "Менатепа".

    Но вчера суд, похоже, так и не приступил к исследованию письменных документов, не было соответственно и допроса свидетелей. Во время объявленного судом перерыва стало известно, что Ходорковский, Лебедев и их адвокаты заявили ходатайства об отводе двум из четырех гособвинителей. Обвиняемые попросили убрать из процесса прокуроров Лахтина и Шохина.

    Первый процесс над экс-главой "ЮКОСа" Ходорковским и экс-главой "Менатепа" Лебедевым касался в основном неуплаты налогов. Тогда следователи говорили, что это самые простые в доказывании эпизоды их преступной деятельности. Поэтому-то дело первым было отправлено в суд. Расследование же деятельности олигархов по другим эпизодам и составам преступления следователи намеренно оставили на потом. Расследование финансовых махинаций и хитроумных схем воровства активов и нефти требовало крайне высокой квалификации следователей и времени. Таким образом была выбрана тактическая схема: сначала расследование и суд по неуплате налогов, а потом расследование наиболее сложных дел. То есть второе дело и второй суд, которые сейчас проходят в Хамовническом суде, родилось вовсе не вдруг.

    Но такая схема имела существенный недостаток - время. Оно работало не на следствие, потому что у многих составов преступления есть сроки давности. Например, по одному эпизоду срок давности уже вышел в конце прошлого года. Следователи это понимали, и уже давно говорили, что защита обвиняемых будет стараться затягивать судебный процесс. По второму эпизоду срок давности истекает летом этого года.

    Таким образом, можно понять, почему на каждом заседании происходят вроде бы странные и даже комичные вещи. То, как заявлял на днях Ходорковский, ему непонятны термины в обвинительном заключении. А теперь вот отвод прокурорам. Все это законные хитрости и по сути легальная стратегия защиты. Так что пока непонятно, когда суд доберется до сути доказательств.

    Пока же следствие считает установленным, что обвиняемые в составе организованной группы в 1998-2003 годах совершили хищение путем присвоения крупных объемов нефти дочерних нефтедобывающих акционерных обществ НК "ЮКОС" - "Самаранефтегаз", "Юганскнефтегаз" и "Томскнефть" ВНК на сумму более 892 миллиардов рублей. Также они подозреваются в легализации денежных средств в крупном размере, полученных от реализации похищенной нефти на общую сумму, превышающую 487 миллиардов рублей и 7,5 миллиарда долларов. Материалы уголовного дела составляют 186 томов.

    Поделиться