Небольшим аудиторским компаниям грозит разорение

Аудиторскими услугами пользуются многие, но не многие знают, что происходит на рынке этих услуг, а ведь без этого трудно строить отношения с аудиторами. О том, как аудиторы переживают новые экономические реалии, рассказывает исполнительный директор Некоммерческого партнерства "Аудиторская Ассоциация "Содружество"", кандидат экономических наук, член Экспертного cовета при Контрольно-счетной палате Москвы Денис Лысенко.

- Что изменилось в сфере аудиторской деятельности с 1 января 2009 года, когда вступила в силу новая редакция Закона "Об аудиторской деятельности"?

- В соответствии с требованиями закона с 1 января 2010 года отменяется лицензирование аудиторской деятельности и вводится обязательное членство для аудиторских организаций, аудиторов и индивидуальных аудиторов в саморегулируемых организациях (СРО). Те, кто не вступит в 2009 году в одну из СРО, с 1 января 2010 года теряет право заниматься аудиторской деятельностью.

На СРО будут возложены функции по ведению реестра аудиторских организаций, аудиторов и индивидуальных аудиторов, повышению квалификации аудиторов и контролю соблюдения ими требования о прохождении обучения по программам повышения квалификации, контролю за качеством работы аудиторских организаций, аудиторов и индивидуальных аудиторов, соблюдением норм законодательства РФ, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, Кодекса профессиональной этики аудиторов.

К функциям госрегулирования аудиторской деятельности будут отнесены выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в этой сфере, ведение Государственного реестра СРО аудиторов, анализ состояния рынка аудиторских услуг в РФ.

Значимой новацией закона стало изменение самого понятия "аудиторская деятельность". Сегодня это не только деятельность по проведению аудиторских проверок, но и оказание сопутствующих аудиту услуг и прочих услуг, которые перечислены в законе. При этом полный спектр этих услуг могут теперь оказывать не только аудиторские организации, но и индивидуальные аудиторы.

Критерии, по которым организации подлежат обязательному аудиту, в целом не изменены. Однако финансовые показатели не привязаны к МРОТ, а выражены в конкретных суммах. Так, например, обязательному аудиту подлежат организации, объем выручки которых превышает 50 млн рублей, или сумма активов на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 20 млн.

Впервые законодательно закреплены положения, которые должны содержать аудиторское заключение - выражение мнения аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности. Впервые в законе прозвучал тезис о необходимости соблюдения кодекса профессиональной этики аудиторов, расширено понятие "независимость аудиторской организации".

Основное нововведение в статье о контроле качества - положение о том, что аудиторские организации и аудиторы обязаны не только проходить внешний контроль качества работы, но и участвовать в осуществлении СРО аудиторов внешнего контроля качества работы других членов этой организации.

- В последнее время в адрес коммерческих структур все чаще приходят предложения от аудиторских компаний об оказании услуг. Это обычная практика или примета времени?

- Сегодня аудиторские организации переживают тяжелые времена. Это связано и с отказом предприятий от проведения инициативного аудита, и с отсрочкой платежей по ранее заключенным договорам, снижением объема заказов по сопутствующим аудиту и прочим услугам. Из-за этого сокращается число аудиторских организаций. Стабильным сегментом аудиторского рынка остаются предприятия, которые обязаны проходить аудиторскую проверку по закону.

Поэтому аудиторские организации ищут новые рынки, информируют потенциальных потребителей о своих услугах.

- Какова специфика работы аудиторов в условиях кризиса?

- Это усиление ответственности аудиторских организаций за выражение своего мнения в условиях экономического спада. В аудиторском заключении желательно указать мнение аудитора о перспективе работы компании на ближайшее время. Ведь мы знаем примеры, когда некоторые международные аудиторские организации давали заключение компаниям, недостаточно объективно прошедшим аудиторскую проверку, а их устойчивость аудиторами не была должным образом выверена. И в результате обнаруженных федеральными органами несоответствий пострадали инвесторы.

- Каковы ближайшие перспективы рынка аудиторских услуг?

- Как нам представляется, отмена лицензирования не уменьшит объема требований, предъявляемых к аудитору. Более того, скорее всего объем внешнего контроля существенно возрастет. Новая законодательная норма не сильно скажется на компаниях из числа средних, так как практически все значительные участники рынка уже являются членами СРО. Аудиторские круги волнует вопрос, выживут ли небольшие аудиторские компании. Ужесточение требований к профессиональному уровню аудиторов может вытеснить фирмы, которые не в состоянии оплатить работу методологов и качественно обучать свой персонал.

Новый закон привлечет специалистов высокой квалификации из малых компаний в более крупные. Но малый размер аудиторских фирм не будет являться критическим фактором: ведь малый бизнес вряд ли сможет позволить себе услуги крупной аудиторской консалтинговой компании. Так что своя ниша останется у всех профессионалов. От нового закона следует ожидать положительного эффекта.

Новый закон усилил контроль за прохождением предприятиями обязательного аудита. Ведь сейчас треть предприятий не проводит обязательного аудита.

Будут развиваться и прочие услуги, оказываемые аудиторскими организациями. Углубление кризиса и возникновение финансовых проблем у организации переносят акцент управленческого воздействия с чисто производственного планирования на планирование финансовое и управление финансовым потоком, что потребует привлечения высококвалифицированных специалистов-аудиторов.

- Ожидаются ли какие-либо законодательные инициативы, которые будут способствовать развитию отрасли?

- Минфин подготовил перечень мероприятий и актов, которые подлежит принять и выполнить в связи с выходом нового закона. Так, в соответствии с перечнем основных мероприятий, прописанных в законе "Об аудиторской деятельности", рассмотрение заявлений профессиональных объединений о внесении сведений о них в Госреестр СРО аудиторов уполномоченным органом планируется в третьем квартале 2009 года.

К моменту подачи заявления профобъединения аудиторов обязаны привести свои учредительные документы в соответствии с установленными законом требованиями к СРО аудиторов.