28.04.2009 01:00
    Поделиться

    Юрий Богомолов: "Ледниковый период"закончился вместе с глобальным потеплением

    Вместе с глобальным потеплением кончился "Ледниковый период". Правда, все еще длится "Жаркий лед", но, видно, и он скоро растает. Останутся "Две звезды" на Первом и "Танцы со звездами" на Главном (так себя именует с некоторых пор телеканал "Россия").

    Ничто не вечно

    Еще недавно казалось, что "Ледниковому периоду" нет конца в обозримом будущем. Как и скверной погоде. Что эту резину можно тянуть как угодно долго. Правила суперфинала позволяли. После Нового года пошла игра не play off, а по кругу. И, возможно, не по одному. И вдруг канал решил резко закруглиться. Пару недель назад дали возможность зрителям вышибить одну пару. В следующую субботу жюри раздало всем сестрам и братьям фигуристам по максимальной оценке. Ну а в минувшую субботу счастливый Марат Башаров выкрикнул: "Вот и наступил долгожданный момент!". Восторг ведущего мне показался ненаигранным.

    После парада-алле участников жюри объявило: у кого - "золото", у кого - "серебро", у кого - "бронза", а кому - спонсорские коробочки с косметикой.

    Все дружно благодарили себя и Первый канал за доставленное удовольствие. Заливисто восхищалась Анастасия Заворотнюк, которую за полгода присутствия на льду никто не сумел заставить прокатиться три метра без подпорки. Пронзительнее всех благодарила Первый канал, фигуристов, артистов и народ Татьяна Анатольевна Тарасова, поскольку делала это, как всегда, в ультразвуковом диапазоне.

    С другой стороны, если все они были так счастливы, так довольны друг дружкой, так уверены в обожании себя, любимых и любящих, миллионами граждан, чего же решили разбежаться так скоро? Зачем надо было резать курицу, исправно несшую золотые яйца?

    Мне лично показалось, что здесь дело не в одном глобальном потеплении; дело еще и в заметном надоедании зрителям и, как следствие, в похолодании. Рейтинг восприятия - не тот, температура ожидания - не та.

    Искусство трехэтажного... комплимента

    Помимо того что по ходу "долго-шоу" из него постепенно вымывается спортивная составляющая, есть и другая проблема.

    Главный, пожалуй, конструктивный порок долгоиграющих развлечений на льду ли, на паркете, на пластике гнездится в ведущих и в их конферансе.

    Их много, и они не знают меры. Тот же "Ледниковый период". Здесь была выстроена трехступенчатая пирамида: закадровые восторги Владимира Гомельского, внутрикадровые изумления Марата Башарова и Анастасии Заворотнюк и соловьиные трели восхищения тех, кто сидел за судейскими столиками. Жюри, как легко было приметить, не столько судило, сколько расшаркивалось, распиналось и просто захлебывалось комплиментами.

    Но трехэтажный комплимент - это такой же перебор, как и трехэтажный мат.

    В "Танцах со звездами" комплиментарную часть конферанса стараются разбавить шутками записных комиков, и в первую очередь шутками пародиста Галкина.

    Он действительно старается, но кроме того, чтобы продавить какую-нибудь скабрезную двусмысленность, ничего не может. Вроде этой: "Мужчина со всеми вытекающими последствиями".

    Талантливый пародист, поставленный на конвейер, все больше делается похожим на мужчину, которого мы знаем по булгаковскому "Мастеру", - надоедалу Жоржа Бенгальского.

    Что же до "Двух звезд", то здесь просто беда. Эфир захватили две Эллочки-людоедки. Одна более или менее скромная - Тина Канделаки. Другая, что называется, дорвалась - это Ксюша Собчак.

    У обеих проблемы с синонимами. Кроме двух эпитетов "очаровательная" и "потрясающая", похоже, у них в запасе ничего нет. Хотя вру. Есть еще пара восклицаний: "Супер!" и "Класс!". Девушки не могут петь, танцевать, острить, но все это с завидным упорством и с беспримерной наглостью стараются проделать.

    Третьей в их компании оказалась Татьяна Лазарева. Ей можно было бы посочувствовать, если допустить, что она на этом шоу работает забесплатно. Но так или иначе невооруженным глазом видно, как гражданке, что зовется Татьяной, с этой парочкой звезд на одной площадке некомфортно. И так и этак она пытается от них дистанцироваться. То обмундироваться не по-гламурному, то тихо помалкивать, то отделаться презрительной репликой. Но всякий раз получается неубедительно. Хоть по одежке они - лебедь, рак и щука, а все равно тянут в одну сторону.

    Приятное с полезным

    В рамках проекта "Супер стар" было продемонстрировано новое ретро-шоу. Что здесь более всего порадовало, так это даже не концерт старых песен... о двух кусочках колбасы, о спирте "Роял", о дыме сигареты с ментолом, о большом бодуне и еще черт-те о чем. Порадовала как раз комментарийная прослойка Вадима Такменева. Его команда потрудилась над тем, чтобы всех попсовых кумиров последнего десятилетия ХХ века - от беззаботно подпрыгивающих "нанаистов" Бари Алибасова и до зловещего профессора Лебединского, хрипло обещающего: "Я убью тебя, лодочник", чтобы их репертуар воспроизвести на фоне хроники бытовых реалий того времени.

    Вспомнились сигаретный дефицит, ножки Буша, путаны на столичных улицах, вареные джинсы, челночники с полосатыми тюками, базары, блошиные рынки, алые пиджаки новых русских - весь этот площадной карнавал вывернутых наизнанку обыденных потребностей, подспудных мечтаний, кровавых тщеславий и анекдотичных дерзаний.

    В сущности, тогдашний попсовый репертуар карнавализировал и ритмизировал "смутное время", оглядываясь на которое трудно не улыбнуться. А тут еще инициаторы проекта постарались взять всю эту разливанную лужу пошлости в гранит классики. То есть все эти кумиры 90-х - Кай Метов, Рома Жуков, Вадим Казаченко, Укупник с утверждением: "Я не насильник" - все они воспроизводят свои хиты с былым энтузиазмом, но в сопровождении симфонического оркестра. Ряды бликующих виолончелей, скрипок, сверкающей меди, музыканты в концертных костюмах, дирижер во фраке с бабочкой... А рядом автор бессмертной фразы "пипл хавает" Богдан Титомир. Чем достигается столь нужный для нынешнего, рефлексирующего зрителя эффект "остранения". То есть понимания, что к чему и отчего.

    И понимаешь, чем карнавальные действа после 17-го года отличаются от праздников шоу-бизнеса после 91-го.

    Первые были идейными. А эти - нарочито антиидейные. Не утилизированные ни государством, ни партиями. В этом и было их недолгое, но довольно бурное счастье.

    Шоу Вадима Такменева дало возможность оживить приятные воспоминания и соединить их с полезным пониманием.

    ***

    Был и еще один опыт сочетания приятного с полезным на минувшей неделе. Это выпуск "Прожекторперисхилтона" с австралийским актером Хью Джекманом. Команда Ивана Урганта удачно и непринужденно провела время, доставив удовольствие телезрителям и одновременно отпиарив голливудскую премьеру "Люди Х". Раньше подобное вроде бы называлось "джинсой". Теперь это, по всей вероятности, бартер.

    Поделиться