Весенняя сессия ПАСЕ открылась только вчера, но ее отличия от двух предыдущих стали заметны сразу же. Если в октябре и январе главной темой, обсуждавшейся в Страсбурге, были последствия конфликта в Южной Осетии, то теперь у Совета Европы появились другие приоритеты.
Скандал вокруг предстоящего в июне избрания генсека организации заставил участников ассамблеи в срочном порядке менять повестку дня. Как уже писала "РГ", в минувшую среду комитет министров Совета Европы провел голосование, по итогам которого право выставлять свои кандидатуры получили только двое из четырех претендентов на эту должность. Многие политические группы в ПАСЕ остались крайне недовольны самим фактом "предварительного" отсева кандидатов. Тем более что подобная практика была применена впервые за все время существования организации.
Предложение созвать экстренные дебаты по этому вопросу парламентарии приняли единогласно. Из слов председателя ПАСЕ Луиса Марии де Пуча следовало, что делегатов ассамблеи больше всего разозлил тот факт, что их мнение о проведении "предварительного голосования" комитет министров попросту проигнорировал. Отвечая на вопросы журналистов о причинах произошедшего, де Пуч поначалу старался держаться хладнокровно, но постепенно его формулировки становились все менее дипломатичными. "Я не понимаю, почему комитет министров обратился к этому вопросу до того, как его рассмотрит ассамблея. Для чего понадобилась такая спешка? Это просто неуважительно по отношению к ПАСЕ", - негодовал глава ассамблеи.
Простить неуважительное к себе отношение участники сессии, естественно, не могли. Поэтому их не пришлось долго убеждать в необходимости посвятить выборам генсека внеочередные срочные дебаты. В итоге руководители влиятельных политических групп ассамблеи согласились с предложением российской делегации "урезать" другой пункт повестки дня - обсуждение гуманитарных последствий августовских событий на Кавказе. Несмотря на возражения автора доклада Кориен Йонкер, в среду вместо запланированных четырех с половиной часов участники сессии потратят на этот вопрос только три часа, а затем перейдут к наболевшей предвыборной теме.
"В связи с тем, что мы раз за разом обсуждаем грузинский вопрос, здесь наступает определенная усталость. Понятно, что наши оппоненты по ассамблее осознанно пытаются эти страсти разжигать, чтобы в конечном итоге добиться применения каких-то репрессий в адрес российской делегации, в адрес России как страны", - заявил "РГ" глава российской делегации, председатель Комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев. По его словам, попытки спровоцировать конфликт в ситуации, когда никто этого конфликта не хочет, сказываются и на качестве его обсуждения. "Мы только что прошли рассмотрение этой темы в комиссии по мониторингу, и должен сказать, что, на мой взгляд, состоялся дежурный обмен заранее обозначенными позициями. По моим наблюдениям, большая часть присутствующих при этом откровенно скучали", - добавил Косачев.
Узнав о том, насколько "несерьезно" делегаты ПАСЕ намерены отнестись к наиважнейшей для грузинской делегации теме, представляющие эту страну журналисты перешли в наступление. "Как известно, Россия не выполняет резолюции, принятые на предыдущих ассамблеях. Что Совет Европы намерен предпринять в этой связи?" - задала вопрос одна из них. "А что намерена предпринять Грузия, чтобы изменить сложившуюся ситуацию?" - парировал де Пуч. По словам председателя ПАСЕ, он интересовался у грузинских политиков, есть ли у них собственные предложения насчет Абхазии и Южной Осетии, но всегда получал ответ об отсутствии необходимых контактов. "Это показывает, насколько трудная обстановка сложилась в этом регионе", - констатировал де Пуч, подчеркнув, что самое главное - не политическая ситуация, а положение жителей Абхазии и Южной Осетии. На помощи им глава ПАСЕ и предложил сконцентрироваться.
В ходе текущей сессии депутатам ПАСЕ предстоят срочные дебаты не только по поводу выборов генсека Совета Европы. Во внеочередном порядке в повестку дня также было включено обсуждение беспорядков и погромов в молдавской столице.