Научно-практическая конференция "Проблемы повышения качества бизнес-образования: взгляд академического и бизнес-сообществ", состоявшаяся в конце прошлой недели в Москве, собрала весь цвет "образовательного бизнеса": теоретиков и практиков со всей страны. Сегодня, по некоторым оценкам экспертов, емкость рынка образовательных услуг и темп его развития в регионах выше, чем в столице или в городах-миллионниках. Однако, как известно, "раскрученные" бизнес-школы имеют прописку в Москве и Санкт-Петербурге. Два дня участники конференции, организованной Российской ассоциацией бизнес-образования (РАБО) и Ассоциацией менеджеров, обсуждали многочисленные вопросы качества бизнес-образования. Чему теперь следует учить в бизнес-школах? Как повысить личную конкурентоспособность выпускников, чтобы они сумели повысить конкурентоспособность компаний, в которые придут работать?
Сегодня в России 58 лицензированных бизнес-школ. В прошлом году выпускниками программ МBA стали свыше 5 тысяч человек. Если сравнить, к примеру, с 2001 годом, то можно говорить о незначительном спаде: тогда было свыше 7 тысяч выпускников ( в США более 116 тысяч).
Между тем, по данным, приведенным директором департамента Группы МТС Мариной Деревлевой, сегодня 97% работодателей не стремятся заполучить себе в штат выпускника МВА. По ее словам, в среднем сотрудник работает в компании два-три года. И его начальство не готово тратить полтора-два из них на обучение по программе МВА. Таким образом, сделали вывод на конференции, корпоративное обучение (когда платит работодатель) - уже вчерашний день. По словам управляющего партнера PM TEAM, автора книги "Охота на менеджера" Марины Вишняковой, "подавляющее большинство слушателей МВА в России учатся за свой счет". На конференции подчеркивалось, что сегодня нередко можно услышать упреки в адрес бизнес-образования в том, что оно "отгородилось" от реального мира бизнеса, сделав упор на исследования. Так ли это на самом деле? Для начала немного истории. Предыдущие двадцать лет, с момента своего рождения, российское бизнес-образование осваивало содержание, формы и методы преподавания бизнес-школ развитых стран. Об определенных успехах на этом поприще говорит тот факт, что несколько российских бизнес-инкубаторов получили аккредитацию британской ассоциации АМВА. Между тем, по мнению экспертов, число оригинальных программ для слушателей МВА в России весьма ограничено. И все они рассказывают о том, как нужно управленцу вести себя в условиях стабильного роста экономики. Все эти годы менеджмент компаний так и действовал, как и учили в бизнес-школах, а кризис все-таки возник...
"Надо признаться себе в том, что перемены на рынке МВА жизненно необходимы, без этого нам его не сохранить, - сделал вывод президент РАБО, ректор ВШМБ АНХ при правительстве РФ Леонид Евенко. - Сейчас уже многие поняли, что быть преподавателем в школе бизнеса - это интересно и выгодно. Ректора ведущих российских школ зарабатывают вполне по-американски, по 300 тысяч долларов в год".
Между тем проблема преподавательских кадров, особенно в бизнес-дисциплинах, еще стоит в полный рост во многих школах. Нередко ее решают за счет собственных резервов: зовут на обучение молодых выпускников вузов, уже поработавших в бизнесе, предоставляют весьма существенные льготы по оплате, а потом приглашают в педагоги. Зачастую молодые люди соглашаются и работают весьма успешно. Такая практика, к примеру, существует в Институте экономики и финансов "Синегерия".
Безусловно, кризис чувствительно сказался на благосостоянии управленцев и собственников бизнеса - основном контингенте слушателей различных программ МВА. И предсказывать дальнейший спрос на образовательные услуги мало кто сейчас берется. Но очевидно, что выиграют те программы и школы, их предлагающие, которые очень тонко улавливают наиболее востребованные образовательные продукты (с соответствующей покупательской способностью) и предлагают гибкую систему ценообразования. По словам экспертов, сегодня востребованы особые программы обучения: для высокотехнологических отраслей экономики, для малого и среднего бизнеса. "Российские бизнес-школы сейчас остро нуждаются в инновационной трансформации, - считает декан Высшей школы менеджмента ГУ ВШЭ Сергей Филонович, - необходима разработка принципиально новых программ, в том числе учитывающих уроки текущего кризиса".
На конференции звучала и такая мысль: кризис дает бизнес-школам шанс пересмотреть собственные модели бизнеса и выйти на принципиально новый уровень взаимодействия с бизнес-сообществом. Кто окажется на это способен, благополучно переживет кризис и упрочит свое положение на рынке. А тот, кто и в послекризисной реальности собирается продавать старые программы, явно окажется не у дел.
"Бизнес-образование имеет хорошие перспективы в России благодаря умеренному участию государства в его регулировании, - убежден исполнительный директор Ассоциации менеджеров Сергей Литовченко. - Многие регулятивные функции уже переданы в руки профессионального сообщества, которое теперь должно определиться с системой оценки качества образовательных программ, способных быть максимально эффективными для российского бизнеса и соответствовать международным стандартам. Сегодня, когда проблема развития персонала обострилась, учитывая тотальное сокращение инвестиций по всем направлениям деятельности компаний, повышение качества бизнес-образования, его максимальная приближенность к потребностям реального бизнеса являются серьезными факторами выживания и развития как бизнес-школ, так и компаний- работодателей".