28.04.2009 02:00
    Поделиться

    Решат ли новые налоговые реформы проблемы в нефтедобывающей отрасли

    Какие реформы нужны нефтяной отрасли

    Правительство озвучило ряд налоговых реформ в нефтедобывающей отрасли. Но являются ли эти меры системными, насколько их спровоцировал кризис, насколько они отвечают стратегическим потребностям отрасли?

    Система была - ее сломал кризис

    Новые налоговые льготы были анонсированы премьер-министром Владимиром Путиным еще в мае 2008 года. Правда, планировалось осуществить более масштабные преобразования. В частности, одной из мер должна была стать дифференциация акцизов в зависимости от качества топлива. Эта мера должна была стимулировать начало модернизации НПЗ, повысить долю производства высококачественного бензина. Но кризис скорректировал планы. Из-за обвала цен на нефть нефтяные компании лишились операционной прибыли. Три крупнейшие компании - "Роснефть", "ЛУКОЙЛ", "Газпром нефть", - уже отчитавшиеся за прошлый год по международным стандартам, получили чистые операционные убытки по результатам четвертого квартала 2008 года. Свою лепту в финансовые результаты внесла и девальвация рубля. Многие компании имеют значительные долги (особенно "Роснефть"), номинированные преимущественно в долларах. Реальная стоимость долга выросла на десятки процентов. Это привело к убыткам от курсовых разниц и чистым убыткам по итогам квартала. В такой ситуации проводить реформирование отрасли стало просто невозможно.

    Дифференциация акцизов в зависимости от качества топлива (чем выше качество, тем ниже акциз, и наоборот) означала бы, что компании, не успевшие модернизировать свои заводы, столкнулись бы с ростом налоговой нагрузки. Компании, не успевшие инвестировать в утилизацию попутного нефтяного газа, были бы вынуждены платить штрафы. Подобные реформы попросту начали бы "душить" нефтяников. Именно данные меры должны были качественно изменить отрасль.

    Другие реформы, направленные на снижение общего уровня налоговой нагрузки, все же были проведены. Ключевой из них стала реформа НДПИ. Для регионов со сложными условиями добычи НДПИ был обнулен. Для остальных необлагаемая база выросла с $9 до $15. Данная мера позволяет российским нефтяникам экономить $1,32 с каждого барреля добытой нефти. Примечательно, что сейчас при цене нефти в $40-50 за баррель такая мера кажется намного более весомой, чем прежде (при ценах выше $100 за баррель). Льгота начала действовать с 1 января 2009 года, поэтому нефтяники в полной мере пока не могут оценить эффект от ее введения.

    Таким образом, нельзя говорить, что все меры правительства носят бессистемный характер. Система была, но ее сломал финансовый кризис. Единственной бессистемной налоговой мерой стало снижение периода мониторинга цен для расчета экспортных пошлин. Эти меры были более чем оправданны в условиях нестабильности цен на мировых рынках нефти.

    "Идеальный" налоговый режим

    Российская нефтяная промышленность далека от идеала. Окончательно процесс формирования структуры отрасли был завершен только в 2007 году, после распродажи активов "ЮКОСа" и появления "Роснефти". Как только завершилось формирование структуры, пришла пора разбираться с проблемами, накопившимися за время ее преобразования.

    Во-первых, уже в 2008 году стало ясно, что добыча нефти перестает расти по большей части из-за изношенности старых месторождений. Во-вторых, большинство российских НПЗ сильно устарели, а глубина переработки нефти на них крайне низка. В-третьих, несмотря на то что Россия является чистым экспортером нефти, нефтепродукты в стране стоят дороже, чем в импортирующих странах. Есть и другие проблемы, такие как утилизация попутного нефтяного газа, несовершенство законодательства в области лицензирования месторождений и т.д.

    На борьбу с падающей добычей были направлены меры по реформированию НДПИ. Многие представители нефтяных компаний отмечают, что введенного роста необлагаемой базы с $9 до $15 недостаточно и необходимо доводить данную цифру до $24. Подобный шаг может привести к тому, что компании будут экономить уже по $3,3 с барреля добытой нефти. На мой взгляд, эти заявления несколько преждевременны, поскольку вначале необходимо проверить, как помогло компаниям первое снижение налога. Среди наиболее эффективных мер для стимулирования добычи можно отметить введение налоговых каникул на новые месторождения вплоть до момента выхода их на уровень окупаемости. Это сделает привлекательными даже наиболее рискованные инвестиционные проекты.

    Другая серьезная проблема касается нефтепереработки. Российские НПЗ необходимо модернизировать, для того чтобы повысить глубину переработки нефти и качество выпускаемой продукции. Если реформу в области добычи можно назвать "количественной" (она направлена на рост объемов), то реформа переработки должна быть "качественной". Основная задумка в этом направлении практически была осуществлена. Акцизы на нефтепродукты планировалось дифференцировать в зависимости от их качества. Более того, производство бензина ниже стандарта "Евро-3" с 2009 года планировалось запретить. Но данной реформе помешал даже не кризис, а неготовность нефтеперерабатывающей отрасли. Если бы новые нормативы ввели, как и планировалось, с 2009 года, то многие компании вынуждены были бы просто остановить заводы из-за несоответствующего качества продукции и проводить модернизацию в срочном порядке. Это могло вызвать дефицит на внутреннем рынке нефтепродуктов, а нефтяным компаниям нанести существенный финансовый урон. Таким образом, реформа была отложена до 2011 года, однако из-за кризиса многие компании могут не справиться с модернизацией и к этому сроку.

    "Качественные" преобразования возможны и в сфере экспортных пошлин. Для стимулирования развития производства нефтепродуктов могут быть введены льготные экспортные пошлины на них. Причем их также стоит дифференцировать в зависимости от качества экспортируемой продукции. Правда, здесь появляется риск того, что нефтяные компании начнут сильно наращивать объемы экспорта, чем могут создать дефицит на внутреннем рынке. Так что подобные меры требуют тщательного анализа на предмет своей эффективности.

    Третья проблема - высокие цены на нефтепродукты. Причина этого - высокая налоговая составляющая в ценах. Стоит отметить, что одним из основных негативных моментов в ценообразовании является тот факт, что размер акциза не меняется в зависимости от цен на нефть. Он зафиксирован на уровне 2657 руб. за тонну Аи-80 и 3629 руб. за тонну Аи-92, Аи-95 и Аи-98. Таким образом, при падении цен на нефть со $140 до $40 за баррель нефтяные компании не имеют возможности снизить цены на нефтепродукты эквивалентно. Кроме того, встает и вопрос нарушения антимонопольного законодательства. ФАС еще в прошлом году доказала наличие злоупотребления доминирующим положением на рынке нефтепродуктов крупнейших нефтяных компаний.

    Стоит отметить, что для решения некоторых проблем необходим точечный подход. Такие крупные стратегические проекты, как освоение Восточной Сибири, требуют к себе особого отношения. Более сложные условия добычи, строительство новой транспортной системы, новые направления сбыта - для того чтобы решить все эти проблемы освоения нового региона, необходимо пока регулирование в ручном режиме. Введение системных мер в такие моменты не будет оправданным. Поэтому в настоящий момент и рассматривается обнуление экспортных пошлин для новых регионов добычи. Почему этот вопрос начал рассматриваться только сейчас? Исключительно из-за изменения конъюнктуры на сырьевом рынке. При ценах выше $100 за баррель нефтяники могли тянуть сложные новые проекты и без столь масштабной государственной поддержки.

    Существующий налоговый режим отличается тем, что российские нефтяные компании процветают в периоды высоких цен на нефть и буквально задыхаются, когда цены падают. Идеальная система должна быть выстроена так, чтобы нефтяные компании чувствовали себя одинаково стабильно и при $25 за баррель, и при $100 за баррель. В принципе можно сказать, что пока именно в этом направлении и двигалась налоговая реформа, но дойти до конечной стадии ей помешал глобальный финансово-экономический кризис.

    Поделиться