28.04.2009 03:02
    Рубрика:

    На Орловщине набирает обороты процедура регистрации маломерных судов

    Госинспекция по маломерным плавсредствам начинает "отлов" нелегальных судов

    В орловской области 25 апреля состоялось торжественное открытие навигационного сезона, который продлится до 1 ноября.

    В этот период гражданам разрешено выходить на открытую воду, например, на надувных лодках и байдарках. Однако для этого их необходимо зарегистрировать в госинспекции по маломерным судам (ГИМС). Срок действия удостоверения на право управления - десять лет. Выдавать их начали в 90-е годы, и теперь пришла пора замены.

    Однако ажиотажа в коридорах госинспекции нет. До сих пор многие владельцы тех же байдарок не имеют не только удостоверений, но и понятия о том, что являются судоводителями. По сути, они нарушают закон, который обязывает их зарегистрировать маломерное плавсредство в течение месяца со дня приобретения. Ему присваивается госномер, и таким образом оно вносится в реестр. Без регистрации можно "нарваться" на штраф - от 500 до 1000 рублей. В основном под наблюдение инспекторов ГИМС подпадают рыбаки.

    К слову, маломерными судами считаются даже некоторые надувные лодки (кроме одноместных безмоторных грузоподъемностью до 225 килограммов). Некоторые производители двухместных "резинок" в погоне за спросом начали занижать в техпаспорте "критическую массу" до 220 килограммов. К владельцу такого судна претензий быть не может, ведь "технически" закон на его стороне, и лодка регистрации не подлежит. Впрочем, это касается только физических лиц. Юридические обязаны регистрировать все маломерные суда без исключений.

    Госинспекция действует с 1986 года. Она подчинялась разным ведомствам, даже областному управлению жилищно-коммунального хозяйства. Пять лет назад ГИМС вошла в состав МЧС и обрела новую жизнь. В Орловской области ее работу выстраивают "с нуля".

    Начали с регистрации. Еще несколько лет назад на учете состояли около ста маломерных судов. Реально у населения их гораздо больше. Однако инспекция, в которой контролем за регистрацией занимался всего один человек, не могла охватить вниманием всех. Сегодня штат расширен, и, как следствие, областной реестр включает уже более 600 плавсредств. В основном лодки и катера, хотя есть яхты и гидроциклы. Последних - не больше десятка. Такая машина не каждому по карману, да и водоемов, где можно было бы ими "щегольнуть", в регионе немного.

    В период навигации инспекторы ГИМС совместно со спасателями и сотрудниками милиции проводят рейды по водоемам. Обычно выезжают на выходные и охватывают несколько районов. Смотрят, чтобы судно было не только зарегистрировано, но и укомплектовано "предметами снабжения". Инспектор обязательно обратит внимание на наличие спасательных жилетов - по одному на пассажира. На судне также должен находиться черпак (рыбаки приспосабливают под него обрезанные пластиковые бутылки), весла, аптечка и фальшфейер - световое сигнальное средство в водостойком корпусе.

    С последним возникают проблемы. Его не купишь в оружейном магазине - только на заказ. Чтобы приобрести ракетницу, надо оформить разрешение в милиции, иначе могут привлечь к ответственности за незаконное хранение оружия и взрывчатых веществ. В этом специалисты видят несовершенство закона. Одно дело, когда речь идет о крупном водохранилище, где ракетница может спасти жизнь. Другое - пруд посреди деревни, глубиной два метра. Однако закон для всех одинаков.

    Кстати, сопутствующие регистрации формальности превратились в бизнес. Например, в последние годы подорожали спасательные круги и жилеты. Первые в Орле не продаются, их привозят из других регионов. Жилеты есть, ассортимент разнообразен, но цены "кусаются" - от 600 рублей и выше. Или взять госномер. Его можно нанести краской, но на заказ полиграфические фирмы изготовят "самоклеящийся". Стоимость услуги - от 100 рублей.

    Ежегодный техосмотр проходят катера и моторные лодки, а также гидроциклы. Для гребных судов он не требуется. Да и платить за ТО не надо. Другое дело - транспортный налог, который, как и с автомашин, берут ежегодно в зависимости от мощности судового мотора.

    Процедура регистрации маломерных судов только набирает обороты. В ГИМС отмечают, что орловцы идут навстречу. Логика проста - лучше один раз отдать сто рублей, чем потом платить минимум пятьсот штрафа.