28.04.2009 23:00
    Поделиться

    Развитию региональных инновационных систем нужна помощь федеральных властей

    Регионы РФ сильно различаются по величине научного и инновационного потенциала. Существуют конкретные параметры, по которым можно судить об этом потенциале, и эти параметры у всех на виду. Это наукограды, научные организации, центры трансфера технологий (ЦТТ), технопарки, наконец, это количество людей, занимающихся научными исследованиями.

    Но несмотря на разность потенциалов, в каждом регионе сегодня формируется институциональная система поддержки научной и инновационной деятельности, включающая несколько обязательных элементов. "Во-первых, это специализированная структура в органах власти, уполномоченная формировать научно-техническую и инновационную политику, отражающую выбранный способ организации управления этой сферой. Если функции научно-технической и инновационной политики совмещены с функциями управления образованием, то в принимаемых администрацией мерах преобладает курс на поддержку кадров науки, на образовательные технологии. Но слабее выражена связь науки с промышленностью. Если же функции управления научной и инновационной сферой совмещаются с управлением производственной сферой, то начинает преобладать курс на инновационную деятельность, на модернизацию промышленности с помощью научного потенциала региона, - объясняет Юрий Андреев, ведущий научный сотрудник Национального информационно-аналитического центра мониторинга развития инновационных инфраструктур ФГУ НИИ РИНКЦЭ. - Во-вторых, это нормативная база управления научной и инновационной сферами. Она включает законы о научной деятельности, об инновационной деятельности, о порядке финансирования научных исследований за счет регионального бюджета, о механизме государственной поддержки инновационной деятельности, а также отдельные распоряжения администрации, постановления и указы - например, о проведении конкурсов, выставок и конференций".

    Кроме того, продолжает Юрий Андреев, в систему институциональной поддержки инноваций входят общественные организации, созданные специально для взаимодействия с администрацией при выработке и проведении научной и инновационной политики (научные и координационные советы при администрации, экспертные советы), целевые программы научно-технического и инновационного развития и концепции научно-технического и инновационного развития, стратегии, региональные приоритеты в научно-технической и инновационной деятельности, прогнозы научно-технического и инновационного развития, включая форсайт (методика долгосрочного прогнозирования научно-технологического и социального развития, основанная на опросе экспертов).

    Самый активный инструмент воздействия на развитие инновационной деятельности в регионах - целевые программы. Хотя и имеется эталонный документ, регламентирующий порядок разработки федеральных целевых программ, на практике в регионах единая технология формирования целевых программ в области научно-технической и инновационной деятельности не соблюдается. Как утверждает Юрий Андреев, наиболее распространена практика - формировать программу из мероприятий, которые по существу представляют собой просто поддержку каких-либо полезных процессов. Такие мероприятия не заканчиваются переходом региона в новое состояние, не имеют каких-либо определенных вех, а потому затруднительно определить по окончании действия программы, была ли она полезна.

    Взять, например, целевую инновационную программу Республики Башкортостан на 2008-2010 годы. Это типичная программа по перечню задач и типу основных мероприятий.

    В перечне задачи такие: "создание условий для широкого привлечения инвестиционных ресурсов в инновационную сферу Республики Башкортостан; обеспечение условий для формирования прогрессивного технико-технологического уклада и привлекательности инновационного пространства республики путем создания инновационной инфраструктуры, реализации соответствующей институциональной, ресурсно-кредитной, налоговой, бюджетной, тарифной политики; развитие качественного и количественного кадрового состава управленцев (менеджеров), работающих в сфере инноваций; развитие инновационной и исследовательской деятельности в государственных и негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования республики; обеспечение притока молодых специалистов в сферу исследований и разработок; содействие развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, их интеграция в систему научно-технической кооперации".

    "Все перечисленные задачи не имеют конкретного признака решения. Каким образом по завершении программы можно будет понять, решены ли эти задачи?" - недоумевает Юрий Андреев.

    Серьезной методической ошибкой программ научно-технического типа, не только региональных, но и федеральных, он считает то, что в качестве результата выполнения программы указывается не ближайший результат, а ожидаемые последствия.

    Другая проблема - информационная поддержка рынка инноваций. Сегодня уже сформировалась сеть организаций, выполняющих функции торговых площадок для продавцов и покупателей инноваций. Но в отличие от всех других рынков рынок инноваций не контролируется государством. Речь идет о стандартизации формы представления информации о продукте. Отсутствие стандартизации в описании продукта, а также отсутствие стандартизированных "метаданных" о нем, помогающих организовать автоматизированный поиск нужного продукта, увеличивают трансакционные издержки и продавцов, и покупателей. Если посмотреть на наиболее известные сайты электронных бирж технологий, то можно увидеть, что каждая организация формирует собственный перечень отраслей для группировки своих продуктов.

    Вывод напрашивается такой: когда этап финансовой и организационной поддержки создания организаций инфраструктуры инноваций пройден, более актуальной становится необходимость поддержки методической, или, как говорит Юрий Андреев, необходимость совместной с регионами деятельности по повышению качества создаваемых институтов.

    "Необходимо провести серьезную работу по совершенствованию методов и форм государственного регулирования, максимально приблизить формы и идеологию этой работы к принципам институциональной экономики, то есть в максимальной степени использовать контрактные формы, применяемые в бизнесе", - считает он.

    Поделиться