29.04.2009 02:00
    Поделиться

    Объем инвестиций в инновационный сектор снизился в разы

    Внедрение инновационных технологий поможет стране преодолеть последствия нынешнего глобального экономического кризиса, выйти из него обновленной с новой конкурентоспособной экономикой. Об этом сейчас говорят все. Однако пока инвестиции в инновации угрожающе снижаются. За кризисные осенние месяцы прошлого года потери рынка инноваций составили около 400 млрд рублей. По оценкам Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ) в дальнейшем объем инвестиций в инновационные проекты снизится на 70- 80%. До 90% свернут свои вложения крупные корпорации, до 60% - бизнес-ангелы, до 45% - венчурные фонды и до 20% снизятся объемы финансирования инновационной отрасли со стороны государства.

    Оценить масштабы бедствия можно по прошлогодним объемам финансирования. В 2008 году российский инновационный сектор не испытывал проблем с инвестициями. Деньги в него активно поступали как со стороны частных венчурных фондов, так и из федерального бюджета. На развитие инноваций в России в 2008 году было выделено около 1,3 трлн рублей. Из них госрасходов - около 954 млрд рублей и более $7 млрд - средств частных инвесторов.

    В настоящее время основной вес поддержки инновационной отрасли перемещается в сторону государства и крупных корпораций. "На текущий момент основным источником инвестиций для российских разработчиков являются государство и крупные корпорации. Их доля в общем объеме инвестиций в инновационные проекты в настоящее время составляет 87%, против 13% инвестиций, выделяемых частными венчурными фондами и бизнес-ангелами, - рассказывает президент НАИРИТ Ольга Ускова. - Если частные венчурные фонды практически полностью прекратили финансирование инновационных проектов, то государство лишь частично сократило свои инновационные проекты и программы. Причем это связано не столько с отсутствием финансовых средств, сколько с намерением повысить эффективность реализации политики инновационного развития. Как показали последние проверки, значительный объем средств расходовался крайне неэффективно и значительный объем задач в сфере инновационного развития так и не был выполнен. Сейчас ведется работа над выстраиванием механизма контроля за эффективностью реализации инновационных программ".

    Правда, сегодня абсолютно непонятно, по каким каналам пойдет дальнейшее финансирование инноваций со стороны государства. В настоящее время существует два государственных инвестиционных фонда, обеспечивающих финансирование проектов российских разработчиков, - это Российская венчурная компания и фонд "Росинфокоминвест". Как известно, "Росинфокоминвест" в результате различных бюрократических проволочек так и не был запущен. При этом последний удар был нанесен в декабре прошлого года со стороны минэкономразвития, которое выдвинуло ряд дополнительных, ранее не звучавших, условий к функционированию "Росинфокоминвеста", что еще больше отодвинуло сроки начала его работы.

    О ситуации в Российской венчурной компании мы знаем из результатов недавней проверки Генпрокуратуры. Как выяснилось, выделенные государством средства тратились крайне неэффективно и потому каких-либо значимых технологий создано не было. Так, по данным НАИРИТ основной объем инвестиций (около 74%) был сделан либо в зарубежные инновационные компании, либо в компании с иностранным участием. То есть большой объем инвестиций, основу которого составляли средства российского бюджета, пошел на поддержку зарубежного инновационного сектора. "Мы уже давно выступаем противником принятых принципов работы "РВК" как "фонда фондов", когда государственная структура предоставляет государственные средства частным компаниям и не несет никакой ответственности за эффективность их расходования, - говорит Ольга Ускова. - Как мы видим, это приводит к плохим результатам, за которые никто не несет ответственности. На наш взгляд, рациональней было бы создать на базе "РВК" несколько отраслевых фондов прямых инвестиций, с тем, чтобы именно руководство этих фондов несло ответственность за эффективность и оправданность расходования выделенных средств".

    Сейчас понятно лишь одно: пока государство не выработает для "РВК" новые правила игры, этот канал госфинансирования новых разработок будет перекрыт.

    На самом деле тема не нова. Инноваторы уже давно говорили о необходимости создания контрольного органа с участием представителей профильных ведомств и общественных организаций, который будет осуществлять контроль расходов в сфере инноваций и принимать результаты государственных программ. Иначе выделенные деньги так и будут исчезать в неизвестном направлении. "Отсутствие единого контрольного органа во многом является причиной крайне низкой эффективности реализации инновационных программ и проектов, - считают в НАИРИТ. - Когда только на федеральном уровне инновационной политикой занимаются как минимум четыре министерства и ведомства, всегда есть возможность снять с себя ответственность за отсутствие результата, а это всегда порождает такие негативные тенденции, как безответственность, некомпетентность, коррупция. Мы лишь тогда сможем добиться результата, когда будем знать, с кого спросить, а это возможно, когда за реализацию инновационной политики отвечает одно-единственное ведомство".

    Развитие инновационной отрасли сдерживает и отсутствие доктрины научно-технического развития страны. В качестве технологических приоритетов государственной инновационной политики сейчас можно назвать только одно направление - нанотехнологии. Относительно других направлений в государственных программах инновационного развития ничего не сказано, и это плохо, поскольку отечественные разработчики не имеют целевых ориентиров для развития. "Мы неоднократно представляли свои предложения по данному вопросу в профильные ведомства, но пока никакого результата не получили", - утверждают в НАИРИТ.

    Помимо контроля и внятной государственной политики в сфере инноваций, отрасли необходимы и налоговые преференции: только так сейчас можно заставить предприятия вкладываться в новые разработки. "Принятие специальной системы налогообложения для инновационных компаний является неотъемлемым условием успешной реализации политики инновационного развития, - уверены эксперты. - В настоящее время российские разработчики платят в несколько раз больше налогов, чем их зарубежные конкуренты, что значительно "удорожает" стоимость наших разработок и во многом препятствует выходу наших компаний на внешние рынки". Участники ИТ-сектора уже давно добивались решения этой проблемы, и вот получен конкретный результат. В настоящее время пакет мер по введению специальной системы налогообложения разработан министерством связи и массовых коммуникаций и передан на рассмотрение в правительство. Он предусматривает замену 13% НДФЛ и 26% ЕСН одной дифференцированной налоговой ставкой, составляющей от 8% до 2% в зависимости от облагаемой суммы.

    Так станет или нет кризис импульсом к развитию инновационной отрасли и переходе отечественного производства на качественно новый уровень? "Кризис обязательно станет толчком широкого внедрения инновационных технологий со стороны российских промышленных предприятий, но произойдет это не сейчас, а ближе к осени, когда кризис начнет проявлять себя в полном объеме, - уверена глава НАИРИТ Ольга Ускова. - Пока же благодаря масштабной государственной поддержке влияние кризиса не ощущается столь остро, и потому многие промышленные руководители продолжают вести дело по старинке, надеясь на скорую смену экономической ситуации. Нам не понятны такие надежды, поскольку как бы ни развивалась ситуация с кризисом, мы уже объективно вступили в новый этап развития экономики, когда успешно существовать на рынке можно, только опираясь на современные инновационные технологии".

    Комплексный подход

    В Москве прошло совместное совещание Федерального агентства лесного хозяйства РФ и Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров России (СЛЛР). Одна из предложенных антикризисных мер - отмена пошлин на круглые березовые и осиновые лесоматериалы до 2015 года.

    "Только угроза повышения пошлин с 1 января 2009 года привела к тому, что основные импортеры низкосортной древесины начали перепрофилирование своих производств и опережающую закупку сырья во второй половине 2008 года", - считает президент СЛЛР Мирон Тацюн. Напомним, в 2007 году правительство приняло решение о поэтапном увеличении пошлин на вывоз круглого леса за пределы страны. Очередное повышение планировалось с 1 января 2009 года, но было отложено на год. Эксперты считают, что пошлины на вывоз низкосортной лиственной древесины были введены необдуманно.

    Для улучшения ситуации необходимы долгосрочные льготы лесным компаниям. На региональном уровне власти должны ускорить проведение аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. На федеральном предложено упростить порядок предоставления субсидий по возмещению уплаты процентов по кредитам, предоставляемым российскими банками для производства и экспорта лесной продукции.

    Поделиться