28.04.2009 23:20
    Поделиться

    Уникальные вузы, где готовят кадры для системы профтехобразования, грозят закрыть

    Нефтяная игла, на которой страна сидела многие годы, пронзила не только экономику, но и сознание чиновников. Высшие руководители государства все настоятельнее ориентируют промышленников и бизнес на развитие собственного производства, поддержку отечественного труженика. Чиновники согласно кивают - и гнут свое. В этом убеждает пример двух университетов.

    Российский государственный профессионально-педагогический и Волжский государственный инженерно-педагогический университеты - единственные в стране государственные вузы, которые готовят специалистов особого рода. Здесь выпускают педагогов профессионального обучения по отраслям. Особенность в том, что их будущее дело - не просто работать инженерами, экономистами или экологами, а обучать этой профессии молодых ребят в учебных заведениях профтехобразования. Иными словами, готовить те самые квалифицированные трудовые резервы, без которых сегодня задыхается отечественная экономика.

    Проблема подготовки хороших рабочих кадров всегда была одной из основных задач государственной политики. С этой целью в свое время и создали два этих госуниверситета. Предполагалось, что такие вузы будут созданы затем в каждом регионе. Но не создали. Так и получилось, что два вуза готовят кадры для всей страны. Волжский университет в Нижнем Новгороде, условно говоря, - для европейской части России. А расположенный в Екатеринбурге Российский государственный профессионально-педагогический университет - головное образовательное учреждение - для всей восточной ее части. Вместе университеты готовят по отраслевым разновидностям профессионального обучения около 15 тысяч специалистов.

    В наши дни кадровый голод привел к тому, что многие российские предприятия и организации, испытывая нарастающий дефицит квалифицированных рабочих и профспециалистов как в сырьевой экономике, так и в области высоких технологий платят огромные средства, десятками и сотнями привлекая обученных работников из-за рубежа. Ведь определяющим фактором современного производства выступает технологическая культура, требующая четкого соблюдения заданных условий. Повышается уровень интеллектуализации труда, ответственность за результаты работы и принимаемые решения. Поэтому на рынке труда резко сокращается спрос на работников низкой квалификации, зато создается элитная прослойка рабочих, обслуживающих сложное электронное и автоматическое оборудование, занимающихся конструированием и маркетингом, имеющих навыки обращения с современной оргтехникой и компьютерами. Растет и потребность в руководителях, умеющих организовать коллективный труд, планировать людские и материальные ресурсы с наибольшей эффективностью.

    По оценке Экспертного института при Российском союзе промышленников и предпринимателей, уже в ближайшее время основным сдерживающим моментом как промышленного, так и экономического роста страны может стать дефицит трудовых ресурсов. Уже сейчас 77 процентов вакансий - рабочие профессии. При этом нынешний профессионально-квалификационный уровень рабочих существенно уступает требованиям, предъявляемым на международном рынке труда.

    Почему так случилось- не секрет. Одна из главных причин в том, что при формировании и выполнении образовательного заказа учебные заведения не учитывают конъюнктуру рынка труда и требования работодателей, а сами работодатели не выдвигают требования к профессии, не участвуют в разработке образовательных программ для подготовки по рабочей профессии. В итоге профессиональные образовательные учреждения оказываются не готовыми обеспечить выпускников профессиями, пользующимися спросом на рынке труда.

    В этих условиях становится принципиально важным формирование в системе начального профессионального образования новой генерации профессионалов для всех видов экономической деятельности, способных реализовать устойчивое и динамическое развитие соответствующих производств, в том числе и на основе наукоемких технологий. Наиболее эффективным инструментом решения этой задачи нам представляется опережающая подготовка будущих квалифицированных рабочих. Идея глубокого реформирования системы начального профобразования все чаще рассматривается политиками, учеными, работодателями, педагогической общественностью как дальнейшее направление развития общества еще и в связи с тем, что помимо подготовки рабочих кадров она решает важнейшую социальную задачу - обеспечение социальной стабильности подростков и молодежи. Не случайно эта задача объявлена одной из основных в приоритетных направлениях развития образовательной системы РФ, утвержденных правительством. Для ее решения Министерство образования и науки РФ разработало комплекс межведомственных мероприятий по развитию начального и среднего профессионального образования на период до 2010 года. Он направлен на создание правовых, экономических, организационных и методических условий для обеспечения эффективного их функционирования и развития в интересах личности, общества и государства.

    А одной из основных проблем подготовки рабочих кадров, имеющих повышенный разряд профессиональной квалификации, как раз и является качество подготовки профессионально-педагогических кадров, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации по рабочей профессии. По данным Федерального агентства по образованию, в трех тысячах образовательных учреждений начального профобразования общая численность руководящих и профессионально-педагогических работников составляла год назад около 350 тысяч человек. Однако заняты были лишь 74 процента имеющихся ставок. Относительно уровня и вида профессионального образования, согласно этим же данным, всего 16,3 процента преподавателей общепрофессиональных и специальных дисциплин имели высшее профессионально-педагогическое образование, 5 процентов - среднее профессионально-педагогическое образование и 1,2 процента - начальное проф образование. Очевидно, что при такой ситуации обеспечить высокое качество образовательного процесса в училищах и лицеях невозможно.

    Если учесть, что штаты руководящих и профессионально-педагогических работников образовательных учреждений системы начального профобразования только на три четверти укомплектованы отраслевыми специалистами - инженерами, техниками, технологами, не имеющими специальной психолого-педагогической подготовки и нуждающимися в повышении профессионально-педагогической квалификации, то вывод о неудовлетворительной укомплектованности системы напрашивается сам собой. Например, в Москве доля мастеров производственного обучения среди преподавательского состава учреждений профтехобразования составляет около 30 процентов. Из них высшее образование имеют 39,9 процента, а педагогическое - только 30 процентов. Средний возраст мастеров составляет почти 50 лет, а более 20 процентов достигли пенсионного возраста. Наглядный пример, чтобы судить о качестве подготовки современного рабочего.

    Подготовка педагогов профессионального обучения осуществляется в системе профессионально-педагогического образования. Исторически сложилось так, что в профобразовании России с 1920 года функционирует самостоятельная отрасль - профессионально-педагогическое образование. Это название вошло в язык официальных документов с 1993 года. Ранее оно называлось по-разному: индустриально-педагогическое, специально-педагогическое, инженерно-педагогическое. Но независимо от названия сущность профессионально-педагогического образования не меняется и заключается в подготовке мастеров и педагогов профессионального обучения для системы профессионального образования.

    Очень часто профессионально-педагогическую деятельность педагога профессионального обучения в образовательных учреждениях системы начального профобразования путают с педагогической деятельностью учителя в школе и, как следствие, идентифицируют профессионально-педагогическое и педагогическое образование. Но это глубокое заблуждение, так как существуют принципиальные различия и в деятельности этих специалистов, и в их подготовке.

    Основное предназначение педагога профессионального обучения - это профессиональное обучение в учреждениях начального профобразования, а также на производстве по целому спектру дисциплин общепрофессионального и специального циклов. Это теоретическое и производственное обучение при подготовке квалифицированных рабочих по основным и вспомогательным профессиям отрасли.

    Особенности технологической подготовки специалистов в педагогическом вузе заключаются в том, что превалирующими педагогическими технологиями, которым обучаются будущие учителя, являются технологии обучения и воспитания учащихся, методы воспитательной работы и частные методики обучения одному, реже двум общеобразовательным предметам. Доминирует рецептурное обучение с опорой на дидактические закономерности и на содержание соответствующей дисциплины.

    Таким образом, профессионально-педагогическое образование является отдельной специфической областью высшего профессионального образования.

    Волжский государственный инженерно-педагогический университет, который уже более двух десятков лет возглавляет доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ Юрий Николаевич Петров, - это 5 институтов, факультет среднего профобразования, 15 кафедр, 10 из которых - выпускающие, то есть отвечающие за выпуск специалистов по профильным специальностям. Более 80 процентов преподавателей вуза - с учеными степенями, в том числе 29 докторов наук, 225 кандидатов наук, несколько действительных членов и членов-корреспондентов российских и международных академий.

    Специализированный характер профессиональных образовательных программ и государственных образовательных стандартов в высшем инженерно-педагогическом образовании определяется включением в них помимо общенаучной и гуманитарной составляющей трех разнохарактерных компонентов - инженерно-технической или отраслевой, психолого-педагогической и производственно-технологической, по рабочей профессии, подготовки. На отраслевую подготовку приходится 60 процентов учебного времени, на психолого-педагогическую - 27 и на подготовку по рабочей профессии - 13 процентов. Причем специфика профессиональной деятельности педагога профессионального обучения требует не простого их суммирования, а интеграции в процессе обучения. Такого соотношения нет ни в одном образовании.

    На рынке труда выпускник этого вуза чувствует себя уверенно, куда бы он ни пошел. Профессиональное поле, в котором успешно работают выпускники, огромно - от учебных заведений начального профессионального образования до вузов, от небольших коммерческих предприятий до гигантских промышленных корпораций, от НИИ до органов государственного управления.

    В университете создано шесть научных школ. Только в научной школе "Непрерывное инженерно-педагогическое образование", созданной ректором университета Юрием Петровым, более 50 соискателей защитили диссертации, имеют ученые степени, а сам руководитель опубликовал более 350 научных работ, в том числе 20 монографий и 107 патентов. Подготовлены десятки фундаментальных научных трудов, монографий, учебных пособий. Научные связи школ выходят за рамки вузовской науки. Ее поддерживают средние школы, профессионально-педагогические лицеи и колледжи, техникумы, а также университеты разных городов страны и зарубежья. Получено пять грантов государственных и некоммерческих организаций, нацеленных на развитие системы образования.

    Ректор считает научные школы одной из важнейших составляющих университета. Они связывают науку, вуз и производство. Список патентов, полученных вузом, внушителен. Например, разработан способ оценки измерения уровня общей работоспособности человека. Это изобретение относится к медицине, психологии и психофизиологии труда и обучения. Уже получены заявки на его внедрение за рубежом. Еще один патент по педагогике присмотрели японцы и хотят использовать как способ обучения иностранному языку, монтируя в сотовые телефоны специальное устройство.

    По словам ректора Юрия Петрова, вуз может готовить не только педагогов для начального и среднего профтехобразования, но и квалифицированных рабочих. Например, по английскому образцу готовить рабочего-бакалавра, давая ему высшее образование. Техника шагнула далеко, на станки с ЧПУ обычных рабочих из ПТУ не поставишь. А вот если его выучить на рабочего-бакалавра - это будет выгодно. Вуз работает в этом направлении. Начали с того, что будущих педагогов профессионального образования обучают и рабочим профессиям, присваивая в итоге им рабочий разряд.

    Столь же продуманная и научно обоснованная программа подготовки педагогических кадров высокой квалификации осуществляется и в Российском государственном профессионально-педагогическом университете в Екатеринбурге, который возглавляет доктор педагогических наук, профессор, академик Российской академии образования, председатель Уральского отделения РАО Геннадий Михайлович Романцев. Большой вклад в образовательный процесс вносит учебно-методическое объединение вузов по профобразованию, которое возглавляет академик Романцев.

    Казалось бы, в нынешних условиях, когда так остро встал вопрос о рабочих кадрах, надо развивать эти прекрасно зарекомендовавшие себя вузы и на основе их опыта расширять всю систему профобразования. Но, как ни странно, в умах некоторых чиновников зародилась идея "реформировать" университеты. Попросту говоря, раскассировать их ради совершенно непонятных целей некоей переориентации на подготовку других специалистов. Каких именно и зачем - никто толком не может даже объяснить. Но реформаторский зуд таков, что профессорско-преподавательский состав вузов насторожился: не приведи Господи, начнут действовать по принципу "ломать не строить". Погибнет весь богатейший опыт уникальных вузов, наработанный десятилетиями. Препятствием на пути опасных перемен стоит высокий авторитет опытных руководителей вузов. Но вот уже пошли разговоры, что якобы заслуженного работника образования Юрия Петрова готовят к увольнению. Испытанная практика чиновников: из песни слова не выкинешь, но можно выкинуть песню.

    Несмотря на очевидную необходимость развития системы профессионально-педагогического образования, масштабы подготовки профессионально-педагогических кадров в стране крайне низки. Отток кадров из образовательных учреждений начального профобразования перестал компенсироваться приходом новых работников. Как показывают практика и исследования ученых, эти проблемы необоснованно отодвигаются на второй план. Так, в Программе модернизации педагогического образования России на 2001-2010 годы, раздел, включающий мероприятия по модернизации профессионально-педагогического образования, почему-то не был включен, хотя это предусматривалось решением коллегии Министерства образования и науки РФ.

    Симптоматично и то, что лишь поправка президента помогла устранить ошибку чиновников, "забывших" включить эти учебные заведения в программу "Образование". А на встрече с учащимися Химкинского техникума космического энергомашиностроения Владимир Путин сказал о планах создания отдельного направления для техникумов и других специальных средних учебных заведений. "Это выпало из поля зрения государства в предыдущие лет десять", - подчеркнул он. Для решения насущных задач в этой области силами ученых двух вузов разработан проект Инновационной программы развития профессионально-педагогического образования "Профессионально-педагогические кадры России". Он включает в себя правовые, социально-экономические, организационно-управленческие, методологические, прогностические и другие мероприятия. Принятие такой программы на государственном уровне позволило бы решить одну из важнейших задач - качественно обновить корпус профессионально-педагогических работников и возродить систему профобразования в стране.

    Поделиться