На министерскую сессию Арктического совета в норвежском городе Тромсе глава МИД России Сергей Лавров мог не попасть. Город был затянут плотной пеленой низко висящих серых облаков. В этой воздушной вате самолет министра иностранных дел с трудом нащупывал путь.
Облака исчезли за минуту до посадки. И стало видно, что мы летели, буквально касаясь шасси поверхности фьорда.
В этот момент кто-то вспомнил, что Арктику иногда называют "кухней погоды". И не только погоды. Холодный, слабозаселенный регион в последнее время превратился в одну из тех дипломатических точек, которые требуют особенно деликатного обращения. Любое неверное слово может в любой момент обернуться катастрофическими последствиями. Неудивительно, что практически на каждой международной конференции, имеющей отношение к Арктике, звучит один и тот же призыв: "Разрешать возможные конфликтные ситуации, связанные с притязаниями на Арктику, в рамках действующих международных конвенций и соглашений".
Нынешний Арктический совет в плане таких призывов не стал исключением. Заместитель министра иностранных дел России Владимир Титов демонстрирует карты: на одной - вид Арктики лет двадцать назад, когда из-за льдов большая часть региона была непригодна для мореплавания. На другой - прогноз ученых по Арктике на конец столетия. Она в основном состоит из "чистой воды". Это и есть тот самый кусок пирога, который во имя будущих поколений пытаются разделить государства арктического бассейна.
Внешне все выглядит пристойно: основными вопросами, которые обсудили на заседании, а затем и в рамках "круглого стола" участники встречи в Тромсе, стали изменения климата и связанные с этим новые возможности для сотрудничества. Но за разговорами о мирном использовании Арктики постоянно просматривается военная составляющая. О своем интересе к региону уже заявили представители НАТО и Евросоюза. К строительству новых военных ледоколов приступили Канада и США. "Россия не планирует размещать специальные войска в Арктике", - заявил перед началом Арктического совета посол по особым поручениям МИД Антон Васильев. Тем не менее юридических документов, налагающих запрет на военное присутствие в Арктике, не существует. А добровольно принимать на себя такие обязательства никто не спешит.
К встрече в Тромсе Россия подготовила ряд инициатив. Большинство из них касается обеспечения безопасности при реализации экономических и инфраструктурных проектов. Но одна инициатива стоит особняком. Она носит название "Электронная память Арктики". И призвана создать общую базу данных по истории освоения региона. Такая работа уже ведется в России. Теперь наша страна хотела бы сделать проект международным.
Отвечая на вопрос "Российской газеты", обсуждался ли возможный законодательный запрет на военное присутствие в Арктике, Сергей Лавров сообщил, что эта тема не поднималась. По его словам, "существующие нормы международного права позволяют решать любые проблемы в регионе". В отношении же планов Японии стать наблюдателем в Арктическом совете российский министр был краток: Welcome.