05.05.2009 13:00
    Поделиться

    Галерея "Дом Нащокина" отмечает юбилей выставкой-ретроспективой

    Открытие нового выставочного пространства в цокольном этаже и выставка-ретроспектива - вот подарки, которые галерея "Дом Нащокина" преподнесла зрителям к своему пятнадцатилетнему юбилею.

    Галерея открылась в 1994 году выставкой работ Михаила Шемякина. Но среди работ, представленных в коллекции, можно встретить штудии Любови Поповой 1912 года ("Натурщица"), пейзажи Александра Древина и Надежды Удальцовой конца 20-х годов, акварели 1940-х Артура Фонвизина с его любимыми наездницами, почти бесплотными созданиями, то ли гарцующими, то ли летящими… Рядом с художниками авангарда и Серебряного века - работы тех, кого иногда называют "вторым авангардом", мастеров 1960-1970-х. В том числе Олега Целкова, Михаила Шварцмана, Анатолия Зверева, Дмитрия Краснопевцева… Тут же - новые работы современных авторов: мощная пластика картины Ольги Булгаковой из серии "Матриархат", полотна Натальи Нестеровой или неожиданная скульптура Михаила Дронова "Болото" (2008). Пять фигур в средневековых платьях словно сошли с полотен Брейгеля. С длинными шестами-слегами движутся они друг за другом, ступая след в след, по узкой полоске тверди среди зыбкой болотной хляби. Их аскетичность и сосредоточенность как будто из других эпох.

    Умение связать разорванную нить времен - одна из отличительных черт политики галереи "Дом Нащокина". Собственно, имя и место обязывают. Домик в Воротниковском - тот самый, "противу Старого Пимена", где останавливался Пушкин в последний свой приезд в Москву в мае 1836. Он принадлежал "бесценному Павлу Воиновичу", как называл Пушкин своего друга, известного московского оригинала, страстного картежника и фантазера. Тот так любил свое жилище, что придумал скопировать в уменьшенном виде свой дом со всеми находящимися в нем предметами обстановки. Пушкин несколько раз упоминал об этом домике Нащокина в письмах к Наталье Николаевне: "Что за подсвечники, что за сервиз! Он заказал фортепьяно, на котором играть можно будет пауку, и судно, на котором испразнится разве шпанская муха". Вряд ли Нащокин думал о будущем племени жадных до подробностей пушкинистов, скорее  об удовольствии своих друзей: этот домик Нащокин собирался завещать Наталье Николаевне. Нащокин потратил на него 7 лет жизни и 40 тысяч рублей - на такие деньги по тем временам можно было купить настоящий особняк. Домик этот, который разыскали во время празднования столетия Пушкина в 1899-м, приезжал в Москву к 200-летию со дня рождения Павла Воиновича. Разумеется, на выставку в галерею "Дом Нащокина".

    Другая черта галереи - умение соединять не только эпохи, но и муз. Отнюдь не только хорошая живопись, скульптура и раритеты Павла Воиновича приветствуются в залах этого старого особнячка. Отдельная история - выставки, посвященные звездам кинематографа. Среди проектов, которые привлекли зрителей, были выставки, посвященные Марлен Дитрих, Мэрилин Монро, Рудольфу Нуриеву… А поскольку галерея "Дом Нащокина" служит еще и родным домом для журнала "Киносценарии", то выставки часто подкрепляются отличными сборниками. Скажем, придя посмотреть проект, представлявший творчество Отара Иоселиани, можно было также купить также номер "Киносценариев", целиком посвященный творчеству этого замечательного режиссера. С рисунками и раскадровками автора, с архивными фотографиями и, разумеется, со сценариями его знаменитых лент.
    Наконец, нельзя не заметить, что в эпоху индивидуализма "Дом Нащокина" остается местом, где живет дух дружбы и единения. Определяемый не цветом кожи или разрезом глаз, а человеческой щедростью и любовью к культуре.

    Поделиться