Во время кризиса крупнейшие мировые производители потребительских товаров переносят бизнес подальше от собственного дома.
Согласно финансовым отчетам, недавно опубликованным этими компаниями, рынки Бразилии и стран Латинской Америки компенсировали потери в продажах, понесенные в Соединенных Штатах и Европе за последний квартал прошлого года. Бразилия в данном случае опередила Германию и стала в 2008 году вторым основным рынком, например, для американской компании Kraft Foods. Наша страна (как и другие государства Латинской Америки) стала настоящим "островом стабильности" для таких предприятий, как Coca-Cola, Nestlе, Lego, Unilever, Colgate-Palmolive, Procter & Gamble, Johnson & Johnson, Danone и L Oreal.
- Бразильский рынок и прежде был для нас приоритетным, но сейчас, во время кризиса, приобрел особое значение, - говорит Фабио Асэрби, корпоративный директор компании Kraft Foods Brasil.
Транснациональная компания Kraft Foods - владелица торговой марки Lacta - в конце прошлого года не только увеличила инвестиции в производство, но и приняла на работу большое количество работников для производства и дистрибуции 21 миллиона шоколадных пасхальных яиц. За последний квартал продажи предприятия повысились более чем на 10 процентов, и это во время мирового экономического кризиса.
- Окончательный подсчет результатов еще не закончен, но мы уже знаем, что они выросли на двухзначную цифру. Похоже, в это непростое время многие отказались от дорогостоящих покупoк, например, нового автомобиля, зато больше денег потратили на продукты питания, в том числе шоколада, - заключил Асэрби. Похоже, такая же покупательская логика распространилась и на другие потребительские товары.
- Мы, конечно, знаем, что кризис свирепствует по всему миру, но тут, в Бразилии, работаем так, будто его нет. Мы продолжили наши инвестиции и не стали урезать рекламный бюджет, - поясняет Роберио Эстэвес, ответственное лицо компании Lego в Бразилии. Датская компания, производящая 75 процентов мирового объема детских конструкторов, повысила в 2008 году на 21 процент свои продажи в Бразилии.
А компания Unilever Brasil повысила свой доход в 2008 году на 5 процентов и стала третьей в структуре крупной транснациональной компании Unilever, пропустив вперед только подразделения в США и Англии. (В Бразилии на 12 заводах компании трудятся 12 тысяч сотрудников.)
Cущественная разница между положительными результатами в Латинской Америке и отрицательными США и Европе наблюдаются также в отчетах французской компании L Oreal. В четвертом квартале года наибольшой рост продаж произошел в Азии (на 11,8 процента). Средний рост продаж в странах Латинской Америки достиг 8,7 процента, в то время как в Соединенных Штатах cлучился спад на 11,6 процента, в Европе - на 1,9.
Территория успеха
В Латинской Америке реализуется около трети продукции компании Colgate-Palmolive. Даже во время кризиса доход компании в этом регионе вырос на 5 процентов. А вот в США он упал на 3,5, а в Европе на целых 13 процентов. "Значительное повышение продаж произошло в Бразилии, Мексике, Венесуэле, Колумбии и Аргентине", говорится в отчете компании для инвесторов. Операционная прибыль в Латинской Америке повысилась на 11 процентов за четвертый квартал 2008 года. Помимо доходов от продажи зубных паст, предприятие получило прибыль от роста потребления дезодорантов и душистого мыла марки Palmolive. Компания Johnson & Johnson - производитель средств гигиены и лекарств - расширила количество своих предприятий и добилась значительного роста производительности их филиалов. Доход в сумме 63,7 миллиарда долл. США в 2008 году обеспечил развитие компании на 4,3 процента благодаря именно заграничным операциям. (Домашние продажи в прошлом году упали на 0,4 процента, а вне США поднялись на 9,7 процента.) За последний квартал в США отмечен спад на 6,9 процента. И в других странах, где действует компания, продажи упали на 2,7 процента.
Компания сообщила, что в прошлом году Бразилия была избрана наряду с США, Канадой, Италией, Францией, Англией, Россией и Японией территорией основного производства. Выбор Бразилии объясняется положительными результатами, которые получает Johnson & Johnson в этой стране. Добавим, что на Johnson & Johnson работают около 119 тысяч человек во всем мире, и компания реализует свою продукцию более чем в 150 странах.
Бразилия - второй крупнейший рынок по объему продаж для компании Nestle. Наша страна лидирует по продажам в Латинской Америке в течение всего последнего квартала 2008 года. Рост продаж в целом на Американском континенте составляет 10,3 процента, причем рост продаж в США и Канаде был на порядок меньше, чем в Латинской Америке, что следует из баланса швейцарской компании.
Результаты деятельности компании Coca-Cola также подтверждают то, что Бразилия служит "территорией успеха" крупнейшим мировым компаниям в кризисные времена. В четвертом квартале 2008 года продажи кока-колы и других изделий компании в Латинской Америке, Азии и Африки выросли на 7 процентов, тот же уровень достигнут на бразильском рынке. В Европе продажи выросли лишь на 2 процента. А в Северной Америке, на родине этой самой известной торговой марки в мире, продажи упали на 3 процента. Стоит заметить, что компания эту информацию подкрепила инвестициями в бразильское производство на 1,75 млрд долл. США.