07.05.2009 00:00
    Поделиться

    Столичные власти призвали москвичей не окружать могилы оградами и сетками

    Руководство Департамента потребительского рынка и услуг Москвы предложило сломать кладбищенскую традицию: не устанавливать ограждения вокруг могил.

    Изгнание сатаны

    По мнению замруководителя департамента Алексея Сулоева, сегодня на столичных кладбищах вандализм перестал быть проблемой, власти поддерживают надлежащий порядок. И следовательно, больше нет практической необходимости огораживать могилы заборами и оградами.

    Собственно, ритуальные заборы никогда не останавливали сатанистов и особо буйных неформалов, разбивавших надгробия и осквернявших могилы, не были серьезной преградой и для кладбищенских мародеров. Но все-таки большинство могил на столичных кладбищах обнесены самыми причудливыми заборами: чаще металлическими решетками, реже - деревянным частоколом. Иногда можно встретить совсем уж экзотику: скажем, пластиковый купол. Кто-то боится вандалов и кладбищенских бомжей. Кто-то опасается стать жертвой "самозахвата могилы". Ограда - хоть и призрачная, но вроде как гарантия. Ведь большинство погостов в городской черте переполнены и закрыты, и на престижных кладбищах могильные участки продают и покупают: родственники, сомнительные посредники, откровенные аферисты.

    Пока городу удалось решить одну проблему: вандализма. Сначала изучили и классифицировали "группы риска": фашистов, сатанистов, готов и всяких прочих dark punks (темных панков). Побродив по их интернет-порталам, установили праздники, соответственно - сходки и "мессы" на кладбищах. Особо не повезло сатанистам, которые в открытую делились планами о походах на столичные кладбища.

    - Просто-таки с подкупающей наивностью, как дети, - охарактеризовал их степень конспирации знакомый силовик, организовывающий облавы на сатанистов на Ваганьковском, Новодевичьем и Введенском кладбищах.

    Акции дали результат: вот уже год, как на столичных кладбищах не зафиксировано ни одного случая вандализма. Кроме того, на кладбищах установили дополнительные системы видеонаблюдения. Которые, как оказалось, намного эффективнее заборов.

    Заметим, что охранники по камерам слежения контролируют не только порядок на кладбище, но и присматривают за тем, чтобы не стащили... сами ограды. Кованый забор - вещь весьма ценная, и его тоже охотно воруют. Самая простенькая символичная оградка обходится в 3-4 тысячи рублей. Потолок же определяется лишь финансовой фантазией заказчика.

    Достучаться до небес

    Собственно, почему власти взялись за ограды? На первый взгляд от них вреда нет. Проблема в чувстве меры родственников покойного, точнее - в отсутствии этого чувства.

    Небольшая, аккуратная декоративная изгородь по периметру могилы, вероятно, не вызовет никаких отрицательных эмоций. Но, когда идешь по кладбищенской аллее вдоль ржавых металлических решеток-заборов, испытываешь весьма противоречивые чувства.

    ... Странная металлическая конструкция, по бокам и сверху усиленная ржавой сеткой-рабицей. Ни склепом, ни могилой конструкцию назвать нельзя. Больше напоминает бункер. Замечу: это не самодеятельность "братков" на провинциальном погосте. Это - могила на престижнейшем Ваганьковском кладбище.

    "Ритуальные ограды имеют особое предназначение - ограждать место вечного успокоения дорогих сердцу людей, - утверждает рекламный проспект типичной фирмы, специализирующейся на изготовлении ритуальных оград. - Согласно православной традиции надгробный памятник нуждается в ограждении. Сегодня красивая ограда является элементом, без которого нельзя представить обустроенную могилу".

    Вообще-то производители безбожно врут: представить могилу без ограды очень даже можно, да и православные традиции тут совершенно ни при чем. Попробуйте найдите священника, который вам скажет, что надгробный памятник непременно нуждается в ограждении. Да как, собственно, и сама могила.

    В дохристианской Руси вообще не существовало единых погребальных традиций, в разные времена и в разных местностях покойных хоронили по-разному. В том числе и сжигали, и закапывали в землю в сидячем положении. В постъязыческой Руси церковные каноны стали единообразнее, но правила и ритуалы похорон устанавливали совсем иное: как прощаться с усопшим, на какую часть света должна быть обращена его голова... Про ограды могил в древних книгах - ни слова.

    Скажем, князей хоронили с оружием и с запасами пищи в гробах в глубоких могилах, на которые насыпали высокие курганы. Заборов не строили.

    Погосты в более поздние времена огораживали, но не отдельные могилы, а именно целиком все кладбище. За кладбищенской стеной хоронили самоубийц, вероотступников и прочих недостойных лиц. Надо учитывать, что изменилось значение и самих слов. В Москве, после моровой язвы 1771 года, у церквей и в монастырях хоронить запрещалось, и все старые кладбища были закрыты и превращены в площадки, получившие название... "ограды".

    Повально огораживать отдель ные могилы на огороженных кладбищах стали совсем недавно. Особенно популярны заборы всех видов стали в советское время, когда сложилась традиция ходить в Пасху не в храмы (многие закрылись), а на кладбище. Поминали усопших: пили, закусывали, оставляли на могилах водку, пасхальные яйца. Как без забора-то?

    Славяне-язычники пару тысяч лет назад тоже, случалось, закапывали кувшины с вином и корзины с яствами вместе с покойниками. Но массовой эта традиция не была: пищей снабжали только умерших князей. А потом ключевое слово здесь - язычники. К православным похоронным ритуалам эти обряды пришиты белыми нитками.

    К истокам

    У сторонников традиции оград на могилах, впрочем, тоже есть свои аргументы.

    - Вы только послушайте, что нам сейчас говорят столичные власти, - горячится столичный коммерсант Вадим, у которого есть "родовая" могила на Ваганьковском. - Они призывают: не нужно никаких оград, есть более цивилизованные, красивые варианты оформления могил. При этом подразумевается что-то вроде американского Арлингтонского кладбища: ровные ряды надгробий, зеленые лужайки. Но разве это наша культура и наши традиции? И вообще подозреваю, что дело в том, что чиновники таким образом мечтают увеличить площадь кладбищ...

    На самом деле с экономической точки зрения идея отсутствия оградок на могилах весьма продуктивна: экономия составляет до 20 процентов площади. В Москве, где абсолютное большинство старых кладбищ переполнены и формально закрыты, а в год умирают 120-130 тысяч человек, такая прибавка была бы весьма полезной.

    С другой стороны, сегодня ограду можно устанавливать лишь в пределах отведенной вам площади для могилы, поэтому добровольный снос забора ничего не даст кладбищу в целом. А самое главное - проект столичного департамента потребительского рынка вообще не предусматривает сноса и демонтажа. Сегодня московские власти фактически пытаются не столько сломать традицию, сколько вернуться к истокам.

    - Установка оград - вопрос исключительно ментальности, - убежден автор предложения Алексей Сулоев. - Человек видит ограды на кладбище и тоже хочет установить такую на могиле близкого.

    Соответственно, все, что требуется, - убедить хоть кого-нибудь в том, что могила без забора - это красиво и безопасно. А потом неизбежно сработает эффект подражания.

    А как у них

    На большинстве кладбищ планеты могилы огораживать не принято. Хотя - парадокс - иногда в этом есть огромная потребность. В том же Париже на кладбище Пер-Лашез есть могила Джима Моррисона, ставшая объектом нездорового поклонения. Вот ее не мешало бы огородить. Поклонники музыканта не соблюдают кладбищенских правил приличия: хором поют песни, мусорят, оставляют тысячи записок, курят марихуану. А главное - бюст музыканта постоянно воруют. Власти ничего не могут сделать. Ведь вход не закроешь - эта могила стоит на пятом месте по посещаемости среди парижских достопримечательностей.

    "Горячая линия" Департамента потребительского рынка и услуг Москвы:

    - линия оперативной связи с потребителем, тел.: 694-48-52;

    - многоканальная линия: 781-74-38.

    Поделиться