07.05.2009 03:58
    Поделиться

    Новороссийским морякам удалось отбить атаку вооруженных пиратов без единого выстрела

    Как российским морякам удалось отбить атаку вооруженных пиратов без единого выстрела

    Подаренная корреспондентом "РГ" икона Николая Чудотворца помогла российским морякам отразить атаку пиратов в Аденском заливе.

    Буквально на днях танкер "НС Коммандер", относящийся к флоту новороссийской компании "Новошип", попал на информационные ленты главных мировых агентств. Подвергнувшись в Аденском заливе нападению современных флибустьеров, россияне отбились от них чудесным образом. Узнав об этом, в Краснодарском филиале "Российской газеты" сразу подумали, что тут без заступничества покровителя моряков святителя Николая не обошлось. Дело в том, что три года назад корреспондент нашей газеты Татьяна Павловская, став крестной матерью сошедшего со стапелей новенького танкера, вручила капитану судна написанный иконописцами образ Николая Чудотворца.

    Под парусами победы

    А дело было так. Весной 2006 года "РГ" опубликовала серию материалов в защиту яхт-клуба Новороссийского морского пароходства, где в течение нескольких десятилетий готовились будущие и тренировались действующие моряки. Именно здесь местные мальчишки, мечтающие о дальних походах, превращались в опытных морских волков. Не без помощи газеты удалось тогда отстоять яхт-клуб, на территории которого и сегодня тренируются подростки. После этого руководство компании предложило корреспонденту "РГ" стать крестной матерью нового судна. Вот так Татьяна Павловская оказалась почти за десять тысяч миль от Новороссийска в далеком южно­корейском порту.

    Для русских моряков эти места навечно связаны с подвигом легендарного крейсера "Варяг", отказавшегося сдаться противнику, несмотря на его колоссальное превосходство. Позже, кстати, это вынуждены были признать и японцы, отметив, что главной традицией русских моряков был и остается принцип: никогда не сдаваться.

    "Нарекаю тебя..."

    А сегодня на местных судоверфях строятся современные торговые суда. Новороссийцы в последние годы активно обновляют свой флот. Несколько современных танкеров были построены на судоверфи города Ульсан, куда делегация с Кубани прибыла в конце июля 2006 года для участия в торжественной церемонии имянаречения судна.

    Из всех изобретенных человечеством транспортных средств только кораблям обязательно дают имена. Ведь оно - своего рода талисман, поэтому по старинной традиции нарекает корабль женщина - крестная мать. После того, как отзвучали гимны России и Южной Кореи, корреспондент "Российской газеты" произнесла на английском языке: "Я нарекаю это судно "НС Коммандер". Да благословит Господь это судно и всех, кто будет на нем ходить! Да отвратит судьба свой лик суровый от всех идущих в море кораблей". А потом маленьким блестящим топориком перерубила символический швартовый конец, держащий судно у причала, разбила о борт бутылку шампанского на счастье и нажала на гудок. "Крестник" размерами с два футбольных поля тут же отозвался уверенным протяжным голосом, а все участники церемонии приветствовали аплодисментами "первый крик" новорожденного "младенца".

    Православный священник, настоятель здешнего прихода, отслужил молебен, и все поднялись на танкер. Капитан Александр Дугин показал гостям просторные и удобные каюты моряков, сияющий чистотой камбуз, тренажерный зал с сауной и кают-компанию, где, по его словам, должны храниться наши подарки - рукописная икона Николая Чудотворца и Библия. Здесь же портрет крестной матери, который с тех пор вместе с моряками побывал в десятках долгих и трудных рейсов. Экипажи менялись, а талисманы продолжали оставаться на борту судна.

    Флибустьеры отступили

    Сейчас на "НС Коммандере" 23 члена экипажа во главе с капитаном Михаилом Кулием. Как и Александр Дугин, Михаил - потомственный моряк. На сей раз танкер под его командой с 83 тысячами тонн мазута на борту вышел из порта Рабих Саудовской Аравии и направлялся в Юго-Восточную Азию. Самый опасный участок пути пролегал через Аденский залив, оккупированный сомалийскими пиратами. В последнее время дикий средневековый промысел превратился в настоящий бич для мореплавателей. Флибустьеры захватывают торговые суда с целью выкупа, причем этот процесс чисто технически не сильно изменился со времен капитана Блада и Черной Бороды.

    Быстроходный катер подкрадывается вплотную к мирному торговому или рыболовецкому судну и берет его на абордаж. Ежесуточно через залив проходит до 250 кораблей, поэтому "добычи" для пиратов хватает. Они захватывают с целью выкупа торговые суда, зная, что экипаж не вооружен. По данным ООН, в минувшем году у берегов Сомали было зарегистрировано 120 нападений. В плену у пиратов сейчас находятся не менее 16 судов и около 270 моряков, за которых требуют выкуп. Морские разбойники рассчитывали, что российские моряки с танкера "НС Коммандер" также станут для них легкой добычей, однако просчитались.

    Пиратская атака началась в 14.49 по московскому времени. Когда капитану доложили, что три разбойничьих судна стремительно приближаются к огромному танкеру, он мгновенно посмотрел на икону и мысленно произнес: "Николай Чудотворец, не оставь нас!" Дальше последовала четкая команда членам экипажа. Моряки встали у брандспойтов, а судно продолжало двигаться прежним курсом, ритмично меняя галсы. Тогда пираты попытались испугать россиян и стали стрелять в воздух из автоматов и гранатометов. Но никто не дрогнул, а когда противник подошел совсем близко, Кулий дал команду открыть водяные краны на полную мощность и направить пожарные шланги на атакующих. Получив неожиданный отпор, те отступили.

    - Нападение произошло не в контролируемом военными кораблями коридоре, а в океане, - рассказал Михаил Кулий. - Но нам удалось оперативно связаться с БПК "Адмирал Пантелеев", который в рамках международной операции по борьбе с пиратством с середины апреля контролировал ситуацию в Аденском заливе. Крейсер вышел нам на помощь, однако мы отбились раньше и потом до самого вечера взаимодействовали с военными моряками.

    "Адмирал Пантелеев" настиг пытавшихся уйти от погони флибустьеров в 15 милях от берега, и к вечеру все 29 морских разбойников были задержаны. После допроса и оформления необходимых документов их передали сомалийским чиновникам. А руководство группы компаний "Совкомфлот", куда входит Новороссийское морское пароходство, поблагодарило капитана и экипаж танкера "НС Коммандер" за решительные и грамотные действия, не позволившие пиратам осуществить захват судна.

    Комментарий

    Сергей Макаров, директор департамента безопасности мореплавания компании "Новошип":

    - Выйти победителями в схватке с пиратами помог высокий профессионализм наших моряков. Экипаж вел себя отлично. В своем докладе капитан "НС Коммандера" отметил особо отличившихся членов экипажа. Это старший помощник капитана Михаил Мигунов, второй помощник Андрей Васильев, боцман Василий Виноградов. Да и все остальные моряки действовали спокойно, профессионально, слаженно. Молодцы, одним словом. Думаю, немаловажную роль тут сыграла подготовка моряков, которой в компании всегда уделялось большое внимание.

    Мы всегда стремились к безаварийной эксплуатации морских судов. Но понятие безопасное мореплавание гораздо шире. Оно охватывает всю систему мероприятий, направленных на сохранение человеческой жизни на море, защиту судов от угроз природного и техногенного характера, а также защиту морской среды от загрязнений. Кроме того, должным образом позаботившись о безопасности мореплавания, компания имеет гораздо больше шансов выиграть в конкурентной борьбе на фрахтовом рынке и надолго обеспечить свой флот работой. Серьезные судовладельцы во всем мире постоянно уделяют пристальное внимание обеспечению стабильно высокого уровня безопасности мореплавания. В этом плане "Новошип" старается держаться в первых рядах, и последний инцидент с танкером "НС Коммандер" подтвердил хороший уровень подготовки наших моряков.

    К сожалению, за последние два десятилетия учебные программы многих отраслевых образовательных учреждений безнадежно отстали от темпов развития судоходства. Сроки плавательской практики курсантов сократились, практически полностью разрушена существовавшая раньше в стране система действительно профессиональной подготовки рядовых специалистов флота. Все это негативно отражается на уровне знаний начинающих моряков.

    Но все же на Кубани удалось сохранить институт капитанов-наставников и механиков-наставников как носителей традиций профессиональной морской школы. Именно на них ложится задача "доучивания" молодых специалистов, которое, кстати, происходит и на базе яхт-клуба. Живое общение с опытными моряками позволяет молодежи получить столь необходимые практические навыки.

    Сейчас для нашего учебного центра закуплен новый комплекс современных навигационных и машинных тренажеров, а капитанов постоянно направляем на модельный тренажер по управлению судном. Стратегическая задача - сделать "культуру безопасности" профессиональной потребностью всех, кто работает в море.
     

    Поделиться