07.05.2009 03:58
    Поделиться

    Новороссийским морякам удалось отбить атаку вооруженных пиратов без единого выстрела

    Подаренная корреспондентом "РГ" икона Николая Чудотворца помогла российским морякам отразить атаку пиратов в Аденском заливе.

    Буквально на днях танкер "НС Коммандер", относящийся к флоту новороссийской компании "Новошип", попал на информационные ленты главных мировых агентств. Подвергнувшись в Аденском заливе нападению современных флибустьеров, россияне отбились от них чудесным образом. Узнав об этом, в Краснодарском филиале "Российской газеты" сразу подумали, что тут без заступничества покровителя моряков святителя Николая не обошлось. Дело в том, что три года назад корреспондент нашей газеты Татьяна Павловская, став крестной матерью сошедшего со стапелей новенького танкера, вручила капитану судна написанный иконописцами образ Николая Чудотворца.

    Под парусами победы

    А дело было так. Весной 2006 года "РГ" опубликовала серию материалов в защиту яхт-клуба Новороссийского морского пароходства, где в течение нескольких десятилетий готовились будущие и тренировались действующие моряки. Именно здесь местные мальчишки, мечтающие о дальних походах, превращались в опытных морских волков. Не без помощи газеты удалось тогда отстоять яхт-клуб, на территории которого и сегодня тренируются подростки. После этого руководство компании предложило корреспонденту "РГ" стать крестной матерью нового судна. Вот так Татьяна Павловская оказалась почти за десять тысяч миль от Новороссийска в далеком южно­корейском порту.

    Для русских моряков эти места навечно связаны с подвигом легендарного крейсера "Варяг", отказавшегося сдаться противнику, несмотря на его колоссальное превосходство. Позже, кстати, это вынуждены были признать и японцы, отметив, что главной традицией русских моряков был и остается принцип: никогда не сдаваться.

    "Нарекаю тебя..."

    А сегодня на местных судоверфях строятся современные торговые суда. Новороссийцы в последние годы активно обновляют свой флот. Несколько современных танкеров были построены на судоверфи города Ульсан, куда делегация с Кубани прибыла в конце июля 2006 года для участия в торжественной церемонии имянаречения судна.

    Из всех изобретенных человечеством транспортных средств только кораблям обязательно дают имена. Ведь оно - своего рода талисман, поэтому по старинной традиции нарекает корабль женщина - крестная мать. После того, как отзвучали гимны России и Южной Кореи, корреспондент "Российской газеты" произнесла на английском языке: "Я нарекаю это судно "НС Коммандер". Да благословит Господь это судно и всех, кто будет на нем ходить! Да отвратит судьба свой лик суровый от всех идущих в море кораблей". А потом маленьким блестящим топориком перерубила символический швартовый конец, держащий судно у причала, разбила о борт бутылку шампанского на счастье и нажала на гудок. "Крестник" размерами с два футбольных поля тут же отозвался уверенным протяжным голосом, а все участники церемонии приветствовали аплодисментами "первый крик" новорожденного "младенца".

    Православный священник, настоятель здешнего прихода, отслужил молебен, и все поднялись на танкер. Капитан Александр Дугин показал гостям просторные и удобные каюты моряков, сияющий чистотой камбуз, тренажерный зал с сауной и кают-компанию, где, по его словам, должны храниться наши подарки - рукописная икона Николая Чудотворца и Библия. Здесь же портрет крестной матери, который с тех пор вместе с моряками побывал в десятках долгих и трудных рейсов. Экипажи менялись, а талисманы продолжали оставаться на борту судна.

    Флибустьеры отступили

    Сейчас на "НС Коммандере" 23 члена экипажа во главе с капитаном Михаилом Кулием. Как и Александр Дугин, Михаил - потомственный моряк. На сей раз танкер под его командой с 83 тысячами тонн мазута на борту вышел из порта Рабих Саудовской Аравии и направлялся в Юго-Восточную Азию. Самый опасный участок пути пролегал через Аденский залив, оккупированный сомалийскими пиратами. В последнее время дикий средневековый промысел превратился в настоящий бич для мореплавателей. Флибустьеры захватывают торговые суда с целью выкупа, причем этот процесс чисто технически не сильно изменился со времен капитана Блада и Черной Бороды.

    Быстроходный катер подкрадывается вплотную к мирному торговому или рыболовецкому судну и берет его на абордаж. Ежесуточно через залив проходит до 250 кораблей, поэтому "добычи" для пиратов хватает. Они захватывают с целью выкупа торговые суда, зная, что экипаж не вооружен. По данным ООН, в минувшем году у берегов Сомали было зарегистрировано 120 нападений. В плену у пиратов сейчас находятся не менее 16 судов и около 270 моряков, за которых требуют выкуп. Морские разбойники рассчитывали, что российские моряки с танкера "НС Коммандер" также станут для них легкой добычей, однако просчитались.

    Пиратская атака началась в 14.49 по московскому времени. Когда капитану доложили, что три разбойничьих судна стремительно приближаются к огромному танкеру, он мгновенно посмотрел на икону и мысленно произнес: "Николай Чудотворец, не оставь нас!" Дальше последовала четкая команда членам экипажа. Моряки встали у брандспойтов, а судно продолжало двигаться прежним курсом, ритмично меняя галсы. Тогда пираты попытались испугать россиян и стали стрелять в воздух из автоматов и гранатометов. Но никто не дрогнул, а когда противник подошел совсем близко, Кулий дал команду открыть водяные краны на полную мощность и направить пожарные шланги на атакующих. Получив неожиданный отпор, те отступили.

    - Нападение произошло не в контролируемом военными кораблями коридоре, а в океане, - рассказал Михаил Кулий. - Но нам удалось оперативно связаться с БПК "Адмирал Пантелеев", который в рамках международной операции по борьбе с пиратством с середины апреля контролировал ситуацию в Аденском заливе. Крейсер вышел нам на помощь, однако мы отбились раньше и потом до самого вечера взаимодействовали с военными моряками.

    "Адмирал Пантелеев" настиг пытавшихся уйти от погони флибустьеров в 15 милях от берега, и к вечеру все 29 морских разбойников были задержаны. После допроса и оформления необходимых документов их передали сомалийским чиновникам. А руководство группы компаний "Совкомфлот", куда входит Новороссийское морское пароходство, поблагодарило капитана и экипаж танкера "НС Коммандер" за решительные и грамотные действия, не позволившие пиратам осуществить захват судна.

    Комментарий

    Сергей Макаров, директор департамента безопасности мореплавания компании "Новошип":

    - Выйти победителями в схватке с пиратами помог высокий профессионализм наших моряков. Экипаж вел себя отлично. В своем докладе капитан "НС Коммандера" отметил особо отличившихся членов экипажа. Это старший помощник капитана Михаил Мигунов, второй помощник Андрей Васильев, боцман Василий Виноградов. Да и все остальные моряки действовали спокойно, профессионально, слаженно. Молодцы, одним словом. Думаю, немаловажную роль тут сыграла подготовка моряков, которой в компании всегда уделялось большое внимание.

    Мы всегда стремились к безаварийной эксплуатации морских судов. Но понятие безопасное мореплавание гораздо шире. Оно охватывает всю систему мероприятий, направленных на сохранение человеческой жизни на море, защиту судов от угроз природного и техногенного характера, а также защиту морской среды от загрязнений. Кроме того, должным образом позаботившись о безопасности мореплавания, компания имеет гораздо больше шансов выиграть в конкурентной борьбе на фрахтовом рынке и надолго обеспечить свой флот работой. Серьезные судовладельцы во всем мире постоянно уделяют пристальное внимание обеспечению стабильно высокого уровня безопасности мореплавания. В этом плане "Новошип" старается держаться в первых рядах, и последний инцидент с танкером "НС Коммандер" подтвердил хороший уровень подготовки наших моряков.

    К сожалению, за последние два десятилетия учебные программы многих отраслевых образовательных учреждений безнадежно отстали от темпов развития судоходства. Сроки плавательской практики курсантов сократились, практически полностью разрушена существовавшая раньше в стране система действительно профессиональной подготовки рядовых специалистов флота. Все это негативно отражается на уровне знаний начинающих моряков.

    Но все же на Кубани удалось сохранить институт капитанов-наставников и механиков-наставников как носителей традиций профессиональной морской школы. Именно на них ложится задача "доучивания" молодых специалистов, которое, кстати, происходит и на базе яхт-клуба. Живое общение с опытными моряками позволяет молодежи получить столь необходимые практические навыки.

    Сейчас для нашего учебного центра закуплен новый комплекс современных навигационных и машинных тренажеров, а капитанов постоянно направляем на модельный тренажер по управлению судном. Стратегическая задача - сделать "культуру безопасности" профессиональной потребностью всех, кто работает в море.
     

    Поделиться