13.05.2009 18:00
    Поделиться

    Почему в Сеуте жить хорошо, а в наших эксклавах не очень

    Анклавы (или эксклавы - как посмотреть), отдалённые территории, дотационные регионы... В России это "окруженная" Евросоюзом Калинградская область, Курильские, Командорские острова, архипелаги Земля Франца-Иосифа, Новая Земля. Многие проблемы этих регионов -  головная боль у чиновников. Так, буквально на днях будут наконец-то понижены в Беларуси и Литве транзитные тарифы для Калиниградского региона, что, можно сказать, спасёт его экономику и социальную сферу от коллапса.

    Между тем, многие европейские страны давно  выстроили систему взаимовыгодных экономико-административных взаимоотношений со своими отдалёнными анклавами. В том числе с "осколками" своих бывших колониальных империй. Именно поэтому - даже, когда в годы Второй мировой войны многие европейские державы были захвачены фашистами, - их зарубежные территории оставались и остались в составе этих оккупированных держав. И, более, того, - стали базой для антифашистского сопротивления во Франции, Нидерландах, Дании. Как и для роста военно-политической и экономической мощи Великобритании, почти "окруженной" фашистской Германией.  

    Экономическую и военно-политическую роль таких анклаво-"осколков" трудно переоценить и сегодня. Потому они не только сохраняются в прежнем своем статусе в составе, например, Франции, Испании, Голландии, Португалии, Дании, Великобритании, США. Но и, подчеркнем, отнюдь не являются, в большинстве своем, дотационными территориями и, тем более, заброшенными "уголками"...

    Скажем, та  же Франция. Во всех частях света сохраняются ее территории, и список их весьма длинный. Но этим "осколкам" НЕВЫГОДНО отделяться от Франции, ибо ее экономико-политическая линия на этих территориях - постоянная с 1945 года - нацелена на то, чтобы взаимоотношения "центра" и отдалённых от него территорий, во-первых,  повышали экономический потенциал и, соответственно, уровень жизни на тех территориях. А во-вторых - чтобы там же сохранялись позиции самой "метрополии" (то есть Франции), которая тоже получала бы стабильные доходы со стабильной экономики тех же  территорий. Ту же линию проводят Голландия с Испанией в своих зарубежных анклавах. И -  Португалия в весьма отдаленных от нее Азорских островах и на Мадейре, где давно и успешно работают свободные эконоические зоны.

    Так, до трети доходов от международного транзита через свои заморские территории получает Франция, а это десятки миллионов евро ежегодно (то  же  получает, например,  Голландия от транзита через ее карибские анклавы). Но транзит, например,  через Калининград и Курилы развивается только в последние годы. А Россия - как и бывший СССР - до недавних лет сильно зависели от транзита через порты... соседних с Калининградом Литвы, Латвии, Польши, Эстонии. Обходилось же  это, самое меньшее, в 250 млн.долларов ежегодно с 1991го...

    Правда, во французских анклавах зарубежному бизнесу намного труднее, чем, например, на голландских островах-автономиях  в Карибском море (Аруба, Кюрасао, Бонайре, Сен-Мартен, Саба), или в Гибралтаре и на других британских зарубежных островах (в Атлантике, Карибском бассейне). Французы с незапамятных времен "сверхревностно" относятся к иностранному присутствию в отдалённых территориях Франции. Потому - в отличие  от тех же голландских и британских анклавов - во фрацузских заморских департаментах (таков их официальный статус) нет ни одной оффшорной зоны, ни одного оффшорного банка...

    Ту же линию, повторим,  проводит Испания. Хотя Франция покинула Марокко еще в 1956-1957 годах, стратегически важные испанские анклавы на марокканском (т.е. юго-западном) побережье Средиземного моря остались и остаются таковыми. Это города-районы Сеута, Мелилья, острова Перехиль, Алусемас. Велес-де-ла-Гомера, Чафаринас. Фактически - это районы не только испанского, но и, подчеркнем, европейского присутствия в Северной, да и во всей Африке. Транзитная торговля и транзитные перевозки, стимулирование развития местных, в основном перерабатывающих отраслей в сочетании с поддержкой именно местного  испанского бизнеса, не говоря уже о военно-политической важности этих территорий для Испании и  Евросоюза в целом, - главные факторы сохранения этих территорий в составе Испании. Если точнее, - политика Мадрида на тех территориях (да и в отношении Марокко) и при Франсиско Франко, и после него способствует тому, что этим районам ВЫГОДНО быть в составе Испании и управляться ею.

    Если  вкратце,   главные долговременные принципы политики упомянутых государств в своих отдаленных территориях можно  сформулировать так: содействие именно местному (например, франко-или испаноязычному) бизнесу, гибкие налогообложение и ценовая политика, создание преимущественно нациоальных предприятий по переработке разнообразного сырья - местного и соседних стран, развитие транспортно-транзитной системы для "привязки" соседей к этой системе. И, конечно,  - наличие крупных военных баз - баз стратегического и постоянного присутствия тех же Франции, Испании, как и Голландии с  Португалией в разных регионах мира.

    Есть и смежный аспект. Скажем, чтобы не было проблем с тем, чтобы грузам и пассажирам добраться из зарубежных анклавов Франции, Голландии, Великобритании в сами эти страны (как и в обратном направлении), Париж, Амстердам и Лондон проводят, и  уже которое десятилетие, тщательно выверенную линию в отношении транзитных государств. Проверяемую и  на компьютерах - в рамках экономико-политического моделирования. Линию, нацеленную на то, чтобы транзитным государствам было НЕВЫГОДНО блокировать эти анклавы от государств, чьей территорией такие анклавы являются.  

    Ну, чем не пример для подражания или, хотя бы, изучения?..

    Поделиться