В ближайшие годы в России не будут снимать новые фильмы.
Об этом, в частности, на форуме "Стратегия-2020. Новая тактика" заявил актер и режиссер Федор Бондарчук.
- Кинематографа в ближайшие год-два не будет. Мы находимся в ситуации, когда производство кино в России полностью встало, - сказал Бондарчук. Последним всплеском блокбастеров на этом фоне стали "Обитаемый остров. Схватка" того же Бондарчука, первая часть которого собрала в прокате СНГ неплохую кассу, хотя фильм стоимостью свыше 36 миллионов долларов и не окупила, и экранизация гоголевского "Тараса Бульбы" Владимира Бортко. В прокатном листе на 2009-2010 годы отечественных блокбастеров не значится.
Деньги ушли
"В настоящий кризис после резкого падения цен на нефть свободных денег и у государства, и у инвесторов стало значительно меньше. Частный капитал из кино ушел. Производство многих фильмов было приостановлено, и надежды на то, что частные деньги вернутся в российское кино, - иллюзорны", - считает киновед и культуролог Кирилл Разлогов. С ним согласны и другие эксперты, опрошенные "РГ", в числе которых продюсеры Ренат Давлетьяров и Сергей Ливнев.
Однако есть и положительная сторона. Кризис не затронул систему кинопоказа, кинопосещаемость во времена экономического спада традиционно растет. Люди больше стремятся к развлечениям по доступным ценам. По оценкам экспертов, для нормального функционирования системы кинопроката необходимо 26 российских фильмов в год. В последние годы российские картины начинали становиться конкурентоспособными.
3-4 отечественных фильма смело входили в десятку лидеров проката ("Ирония судьбы. Продолжение" - самый кассовый российский фильм за 2008 год, хорошая касса была у "Адмирала" и "Самых лучших фильмов"), и это были фильмы, напрямую поддержанные телеканалами.
Где брать деньги?
Крупнобюджетное производство в ближайшее время может рассчитывать только на поддержку государственных структур.
Тогда, по экспертным оценкам, это будут преимущественно исторические пропагандистские проекты. Малобюджетное кино будет собирать деньги с миру по нитке, как это происходит в Европе.
"Резко возрастет значение совместного кинопроизводства, в первую очередь с европейскими странами, Канадой и некоторыми крупными странами Азии", - считает Кирилл Разлогов.
Из ближайших релизов - боевик "Путь" про самбиста, попавшего со временем в спецназ. В главных ролях - прославленные спортсмены и олимпийский призер по дзюдо Дмитрий Носов. В конце октября - "Вий. Возвращение" Олега Степченко с Ниной Руслановой, Юрием Цурило, Львом Дуровым. Тогда же "Централ Партнершип" представит комедию "Наша Раша", а под Новый год создатели комедии "Гитлер капут!" обещают представить вариации на ту же тему в фильме "Наполеон капут!" Из ожидаемого кино - "Палата N 6" Карена Шахназарова, выход в прокат которой ориентировочно намечен на 3 сентября 2009 года. Из заявок на 2010 год пока значатся "Любовь-морковь 3" и "Любовь в большом городе 2".
Фильмы, не рассчитанные на массового зрителя и снятые не для прибыли, выходят в ограниченном прокате (малым числом копий и только в некоторых кинотеатрах). В Москве площадками для кино не для всех традиционно являются "Горизонт" и "35 мм", "5 звезд на Новокузнецкой" и два зала кинокомплекса "Октябрь". Если пропустили - покупайте на лицензионных дисках. Так, призер кинофестиваля в Канне фильм Валерии Гай Германики "Все умрут, а я останусь", равно как и триумфатор Венецианского киносмотра "Бумажный солдат" Алексея Германа-младшего, "Живи и помни" Александра Прошкина, "Дикое поле" Михаила Калатозишвили, были показаны именно в ограниченном прокате.
Владислав Ряшин, председатель совета директоров группы компаний Star Media:
- Русское кино давно обошло голливудское по сборам в кинотеатрах, так же как и российские телесериалы стали занимать значительную долю эфира телеканалов. Постепенно голливудское кино будет вытесняться. Российский продукт в России очень конкурентоспособен (и по ментальности в том числе). Примеров удачных сборов за последние годы масса.
Ренат Давлетьяров, президент Гильдии продюсеров России:
- Кризис может продлиться долго. Удар по производителям уже нанесен. Сильные останутся, будут снимать, работать. Отбор сценариев и проектов будет более тщательный, потому что уже сейчас рисковать нельзя. Но самое страшное - пострадают кинотеатры. При безработице будет падать спрос. Уже люди перестали покупать еду в кинотеатрах. А ведь не секрет, что прибыль кинотеатров распределяется так: меньшая часть - билеты (40-45 процентов), а 50-55 процентов - это так называемые концессии. Еще одна проблема - увеличится количество американских фильмов.
Игорь Толстунов, директор кинокомпании "Профит":
- Для того чтобы составить конкуренцию Голливуду на внутреннем рынке, необязательно иметь большой бюджет картины. Недорогие комедии, романтические фильмы - это то, что будет конкурировать с Голливудом, то, что способно принести при минимальных затратах максимальный коммерческий эффект. Тем творческим коллективам, которые все же решат замахнуться на крупные бюджеты, придется рассчитывать на поддержку государства. Мы приостановили работу над проектами стоимостью 3-5 миллионов долларов и в этом году собираемся запустить в производство четыре фильма с бюджетами до 1,5 миллиона долларов.
Обзоры, отчеты, анонсы лучших культурных событий - в "Афише РГ"