Накануне стали известны итоги первого полуфинала и имена 10 счастливчиков - победителей отборочного этапа.
В отличие от других городов, принимавших "Евровидение", в российской столице этот конкурс проходит спокойно, без особого ажиотажа, билеты можно купить с рук практически по номинальной цене. Главная "еврожизнь" сфокусирована пока вокруг Манежа, ставшего ныне светским "ЕвроДомом" и СК "Олимпийский", где проходит конкурс.
Из болельщиков особенно выделяются турки - вот и накануне первого полуфинала они дружно пели перед входом свои мелодии, махали флагами, призывая поддержать Турцию в "Олимпийском". Чехи неожиданно приехали в сопровождении музыканта с банджо и тоже дали свой затейливый импровизированный концерт на улице. Уже в зале захотелось подсчитать флаги. Больше всего оказалось российских (те, кто не обзавелся ими заранее, могли прикупить в фойе, в киосках). На втором месте были именно турецкие, на третьем месте - Армения, чуть далее - Израиль и Португалия... Как потом выяснилось, не зря...
Еще за три минуты до старта официальной трансляции полуфинала ведущий Андрей Малахов, которого давно не видели таким взволнованным, раздавал указания залу. Инструктировал, на каких словах лучше пожарче аплодировать (на приветствиях). Уточнял, что ради телетрансляции, по крайней мере из партера, уходить категорически запрещено (а в общем, никто и не собирался). Сцена, режиссура, работа мастеров по свету и спецэффектам оказались в "Олимпийском" на высшем уровне. Даже то, что Наталья Водянова не вполне освоилась с ролью евроведущей (сбивалась-смущалась, а уж когда неугомонный Малахов в эмоциональном порыве решил ее поцеловать, кажется, и вовсе едва не сбежала со сцены - на телеэкран сразу выдали другую картинку, а на сцене спешно пригасили свет), не мешало радости зрителей, пришедших на праздник песни и шоу. Но, увы, не все надежды оправдали исполнители.
Закономерно, что "провалился" новый клон Элвиса Пресли бельгиец Патрик Оушен, выбравший себе творческий псевдоним Copycat (буквально "копия, экземпляр кота"). Для нового Элвиса, да и "кота" ему явно не хватало страсти, пластики, сценической неугомонности и шарма. Но вот то, что в финал не вышли исполнители, сильно звучавшие в записи, в частности на официальном альбоме "Евровидения" Song Contest Moscow-2009, - нонсенс. Однако и урок для остальных.
Видео: Виктор Васенин |
Особенно показателен пример болгарина Крассимира Аврамова: солист оказался затерт своими бэк-вокалистками. Те его просто перепели: звук был выведен так, что женские голоса явно доминировали. К тому же участницы сопровождающей группы были обаятельны, задорны, голосисты. И на их фоне стоящий в центре, пусть и в дорогой эксклюзивной кольчуге, Крассимир элементарно некрасиво потерялся. Из зрительного зала порой казалось, что Аврамов поет чуть ли не другую песню вместо заявленной заранее... Ну а единственные рок-музыканты "Евровидения" швейцарцы Lovebugs просто не очень удачно отработали номер: вокалист заметно плошал в сравнении со студийной записью. Хотя эти мастера софт-рока и брит-попа еще с конца 1990-х заслуженно популярны у европейских меломанов, да и выступали "на разогреве" у самих Rolling Stones... Так же не смог показать все, на что способен, белорус Петр Елфимов, может быть, и ему надо было свое шоу упростить.
Когда режиссер трансляции переключался на показ видеороликов и заставок, в зале тоже происходили важные события. Конкурсанты спешно выносили декорации, техники протирали пол своими неугомонными швабрами. Несколько раз пауза затягивалась, но благодаря болельщикам в итоге это тоже шло на пользу выступающим. В частности, представительницы Израиля Ноа и Мира Авад уже изготовились к началу песни, нервно поглядывали на экран. Могли бы и перегореть, но публика аплодисментами добавила им куража. И певицы начинали свой номер уже на "втором дыхании". Так же при активной поддержке заводивших их в паузе болельщиков пели Хадисе из Турции, Инга и Ануш из Армении, поп-фольклорный проект Flor-de-Lis из Португалии. Все они в итоге и оказались в числе первых 10 счастливчиков, пробившихся в финал.
Первый полуфинал в целом убедительно продемонстрировал нынешние вкусы Европы: побеждали артисты, самобытно совмещавшие традиции своей национальной культуры и мелодики с модной современной поп-музыкой (Армения, Турция, Румыния, Босния и Герцеговина). Или те, кто в очередной раз переосмысливает творчество легендарного шведского квартета ABBA (кстати, выигравшего "Евровидение" в уже далеком 1974 году). Романтические песни о чуде, о невыносимой легкости бытия и любви, простые и красивые мелодии, ненавязчивое изящество, напевность, отсутствие "загруженности" и трагедийности, да при этом еще и высокопрофессионально поющие блондинки - в финал "на ура" ворвались и шведка Малена Эрнман, и исландка Йоханна.
Второй полуфинал, который состоится сегодня, обещает быть более непредсказуемым. Ведь в нем сразятся, по предварительным расчетам, главные претенденты на победу в "Евровидении-2009". Норвежский белорус Александр Рыбак, поющий задорную и трогательную песню Fairytale (то бишь "сказка, небылица"). Причем сам же и задающий ей куража сольным вступлением на скрипке. Греческий певец в образе мачо Сакис Рувас. Колоритный и раскованный дуэт азербайджанки Айсель и имеющего азербайджанско-иранские корни, но ныне обитающего в Швеции поп-кумира Араша. Того самого, что прежде успешно распевал с нашей Анной Семенович "песенку про девушек и дикаря"! Стоит поболеть и за Интарса Бусулиса из Риги - этот талантливый музыкант и актер решил исполнить песню на русском языке. А в ее сочинении поучаствовал Сергей Тимофеев, соавтор главной поп-рок-группы Латвии Brainstorm, давно дружащей с нашими "Мумий Троллем", "Би-2", Евгением Гришковцом и даже рэперами из "Касты".
Победители первого полуфинала, которые теперь споют в финале 16 мая:
1. Армения
2. Босния и Герцеговина
3. Израиль
4. Исландия
5. Мальта
6. Португалия
7. Румыния
8. Турция
9. Финляндия
10. Швеция
Обзоры, отчеты, анонсы лучших культурных событий - в "Афише РГ"