14.05.2009 03:44
    Поделиться

    У раскрученных уральских брендов появились двойники

    По данным УБЭП по Свердловской области, в первом квартале текущего года возбуждено 93 уголовных дела по фактам хищения интеллектуальной собственности, составлено 58 протоколов об административных правонарушениях. Из незаконного оборота изъято более 26 тысяч единиц нелегальной продукции.

    Почему в период кризиса обостряется конкуренция между брендами и кто стремится заработать на деловой репутации конкурентов? На эти вопросы отвечает эксперт по интеллектуальному праву Евгений Дедков.

    Российская газета: Что включает в себя понятие интеллектуального права?

    Евгений Дедков: Защиту авторских прав на произведения науки и искусства, а также патентных прав, прав собственности на товарные знаки (ТЗ), знаки обслуживания, фирменные наименования, промышленный дизайн.

    РГ: Какие бывают виды ТЗ?

    Дедков: Самые разные: словесные, графические, комбинированные (слово + изображение). Допускается и экзотика: музыкальные, аудиовизуальные, обонятельные. Например, заставки кинокомпаний, нотные записи, звуки мобильных телефонов, запах духов, оригинальные наклейки. Нельзя использовать простые комбинации цифр, букв без особой семантики. Например, зарегистрировать букву "а" как ТЗ.

    РГ: Как может недобросовестная конкуренция проявляться на уровне брендов?

    Дедков: Существует два вида подделок: контрафакт и имитация. В первом случае изготавливается идентичный по внешнему виду товар без разрешения правообладателя, то есть не по лицензии. Во втором, как правило, имитируется дизайн (упаковка), логотип. Не слишком внимательный потребитель может легко перепутать товары.

    Наблюдается даже такое явление, как захват чужих ТЗ. Например, регистрируют в Роспатенте на третьих лиц бренд, который давно известен за рубежом, но в Россию еще не пришел. А потом начинают шантажировать иностранную компанию якобы за то, что она распространяет контрафакт.

    РГ: Что движет такими мошенниками?

    Дедков: Предприниматели вполне осознали, что ТЗ - важный рыночный инструмент. Это символ, на который реагирует потребитель - своего рода гарантия качества, элемент рекламы. Поэтому часто мотивом хищения выступает желание паразитировать на продукте, у которого уже есть рынок сбыта, положительная репутация, вложены деньги в его продвижение.

    РГ: В каких сферах риск "кражи" ТЗ выше?

    Дедков: В производстве продукции массового спроса. Самые яркие "схватки" за бренды происходят на алкогольном рынке, в обувной, легкой промышленности, бытовой химии. Например, был случай в Ревде. Дистрибьютор пакетов для мусора решил самостоятельно выпускать аналогичный продукт, скопировал упаковку, а вместо привычного бренда поставил свою фамилию - причем сыграл на созвучии. После того, как производитель обратился в суд, с нарушителя взыскали 1,5 миллиона рублей.

    Другой пример: один бизнесмен зарегистрировал в качестве ТЗ схематичное изображение трубы. А потом подал на остальных партнеров в суд якобы за незаконное использование бренда, причем производителем этих труб ни тот, ни другие не являлись, они всего лишь торговали этой продукцией. В итоге Роспатент аннулировал регистрацию, а ФАС оштрафовала владельца ТЗ за недобросовестную конкуренцию на 500 тысяч рублей.

    Есть еще интересные примеры имитации раскрученных брендов на местной почве: "пятачок", "онетка М".

    РГ: Ассоциативные ряды можно выстраивать бесконечно: "копейка" - "монетка", "кировский" - "ленинский"... Здесь простор для имитаторов.

    Дедков: В приведенных примерах обозначения используются разные, визуально и на слух их можно отличить. Вообще все заявки, поступающие в Роспатент, обязательно анализируются с точки зрения семантики, фонетики, графики. Кроме того, учитывается однородность товаров.

    РГ: А если разные предприятия выпускают продукцию под общими, "советскими" брендами: майонез "Провансаль", масло "Крестьянское" - это нарушение или нет?

    Дедков: Когда-то заводы имели право производить продукцию одного наименования, если она соответствовала ГОСТу. Однако в 1990-е годы некоторым предпринимателям удалось зарегистрировать их как ТЗ, а значит, требовать от остальных заключения лицензионных договоров. Я считаю, что эти наименования нельзя рассматривать в качестве брендов. Они давно потеряли различительную способность, по сути, превратившись в общее понятие для определенного вида продукции. То же самое когда-то произошло с "аспирином", "полиэстером" и многими другими ТЗ.

    РГ: Есть ли ограничения по использованию географических названий в ТЗ?

    Дедков: Нет. В принципе, любое лицо, которое производит товар в неком географическом пункте, имеет право использовать его название как средство индивидуализации. Есть много примеров из этой серии: дымковская игрушка, каслинское литье…

    РГ: А часто ли происходит "кража" сайтов? Ведь сегодня предприятия используют их как торговые площадки…

    Дедков: Парадокс в том, что заиметь свой домен сейчас намного легче и дешевле, чем внести ТЗ в реестр. Если за регистрацию бренда придется уплатить 40 - 50 тысяч рублей, то за оформление домена - всего 600 рублей. Случается, компания имитирует домен конкурента, поменяв всего лишь один знак.

    РГ: Какие способы борьбы с мошенниками предусмотрены законом?

    Дедков: С 1 января 2008 года вступила в силу часть 4 ГК, которая урегулировала все отношения в сфере интеллектуальной собственности. В частности, стала широко использоваться такая мера, как взыскание компенсации за недополученное вознаграждение: под этим понимается возврат средств, которые собственник бренда мог бы получить от нарушителя, если бы между ними был заключен лицензионный договор. Взыскание убытков применяется очень редко: слишком сложно доказать связь между подделкой ТМ и падением продаж. К тому же все интеллектуальные объекты уникальны, вычислить их стоимость по среднерыночным ценам нельзя. Можно также обратиться в ФАС с заявлением о незаконном использовании результатов интеллектуальной деятельности.

    Следует добавить, что 4-я часть ГК ввела новый объект интеллектуальной собственности - коммерческое обозначение (вывески магазинов, парикмахерских и тому подобное), которые ТЗ не являются. Они охраняются лишь в силу использования при условии, что обладают различительной способностью и известностью в пределах определенной территории. Тем не менее в связи с размытостью критериев имеет смысл зарегистрировать их в качестве ТЗ.

    Кроме того, раньше часто возникали конфликты между предприятиями с одним и тем же названием, но разными органи­зационно-правовыми формами. Сейчас принято решение, что главную смысловую нагрузку несет все-таки название, а не аббревиатура. Поэтому через суд правообладатель может запретить другим лицам использовать схожие наименования.

    Поделиться