Если на вокзал потянулись люди с рюкзаками и веслами, значит, на дворе май - туристы-сплавщики уже давно стали неотъемлемым признаком весны наряду с перелетными птицами.
Гребем отсюда
Горожане, проводящие выходные в квартирах и на дачах, к лесным романтикам относятся с усмешкой. Особенно непонятны их мотивы тем, кто использует майский мини-отпуск для поездки за границу. С их точки зрения, предпочесть отелю и морю холодную речку и палатку, по меньшей мере, чудачество. Впрочем, в свете непростой экономической ситуации сплав по реке можно назвать путешествием эконом-класса или антикризисным круизом. Этим путем и пошел корреспондент "РГ", еще не так давно планировавший махнуть на "майские" в теплые страны.
Не секрет, что Меккой татарстанских туристов являются вовсе не свои, а соседские марийские леса. Именуют их не иначе как тайгой. Раньше я полагал, что делают это просто для пущей важности, но оказалось, Марий Эл действительно расположена в подтаежной зоне. Места здесь заповедные, удивительно красивые, с множеством озер и речек. По одной из них, под названием Кундыш, мы и решили сплавляться.
Кстати, этот глагол означает "плыть по течению реки", то есть уже не так страшно. А ведь для далекого от активного туризма человека за словом "сплав" таится множество угроз. Сразу же представляется бурлящий поток, люди в спасательных жилетах, кувыркающаяся байдарка. Так вот, к марийским рекам это никакого отношения не имеет. Текут они медленно, глубиной и шириной тоже не отличаются, в общем, идеально подходят для новичков. Хотя, разумеется, в компании, целиком состоящей из дилетантов, туда отправляться все же не стоит.
Экстремальная электричка
В нашей команде были и опытные сплавщики, и те, кто плавал пару-тройку раз. В качестве судна мы выбрали катамаран, разумеется, не пляжный с педалями. Его конструкция представляет из себя два надувных торпедообразных баллона, соединенных каркасом. Каркас может быть как "родным" - металлическим, так и самодельным - из стволов деревьев. А вообще плавательные средства каждый выбирает по вкусу и возможностям: плот, резиновая лодка, байдарка.
Самым же экстремальным видом транспорта во всем путешествии является пригородный поезд, который довозит вас до места назначения. Никому не пожелаю побывать в электричке в сезон сплава. Туда набиваются сотни пассажиров, среди которых и сплавщики с рюкзаками чуть ли не в человеческий рост, и любители ролевых игр в кольчугах с мечами и луками, и жители Марий Эл с котомками.
В этой веселой компании, стоя, около трех часов мы добирались до нужной станции. Одно радовало - билет обошелся в сто рублей. Впрочем, любители комфорта могут заказать микроавтобус, что, разумеется, дороже, но в пределах разумного.
Нелегко было с непривычки добираться и до самого Кундыша - 5-6 километров пешком, а за спиной рюкзак, словно набитый камнями. Все, что происходило после, почти без преувеличения можно назвать увеселительной прогулкой.
Под наплывом чувств
Неуверенность на воде чувствуешь лишь первые несколько часов: привыкаешь к тому, что тебя постоянно покачивает, учишься грести и различать препятствия. Они при сплаве бывают трех видов: мели, топляки и "расчески". Топляками называют коряги, бревна, которые как бы прячутся под водой. Издалека их практически не видно, кажется лишь, что тебе навстречу плывет какой-то зверек. Такой эффект создает вода, обтекающая верхушку. Если топляк вовремя не заметить и не обогнуть, то можно пропороть баллоны катамарана. А "расческа" - это дерево, свисающее с берега. Замешкался, и ветви "расчешут" тебе голову, а то и по лицу отхлещут. Поначалу каждое такое препятствие воспринимается как целое приключение, но к ним быстро привыкаешь и уже не обращаешь внимания. На второй день пути практически все члены команды уже не сидят, а вальяжно лежат на катамаране, изредка подгребая веслами. Течение само несет судно. Сплав превращается в экскурсию под открытым небом - берега здесь живописные, а порой даже жутковатые, как из страшной сказки. И самое главное, в любом приглянувшемся месте можно остановиться. Здесь невольно вспоминаются все литературные произведения, так или иначе связанные с приключениями на реке. Том Сойер с Гекльберри Финном и "Трое в лодке" становятся еще более понятными и родными. Вообще, на сплаве возникает особенное, ни с чем не сравнимое настроение. Безмятежность и азарт авантюризма одновременно. Что-то светлое, мальчишеское.
Что касается физической нагрузки, то ее практически не испытываешь. Устаешь ровно на столько, чтобы нагулять аппетит. И еще, к концу путешествия вам гарантирован стойкий речной загар, который может соперничать с южным.
Прежде чем отправиться в водный поход, непременно сообщите спасателям маршрут и примерное время возвращения. В пожарно-спасательную службу можно позвонить с мобильного телефона, даже если вы находитесь на территории "чужого оператора" сотовой связи. Телефоны МЧС:112, 010, SOS
Восемь самых популярных водных маршрутов Марий Эл
1. Ветлуга. Одна из наиболее красивых рек республики. Почти на всем протяжении вдоль берега тянутся преимущественно хвойные леса. Повсюду хорошие песчаные пляжи. Ветлуга - река сплавная. Большая протяженность, удобные подъезды к ряду пунктов позволяют выбирать различные варианты маршрутов.
Особенно популярен у туристов маршрут по среднему течению Ветлуги, от Шарьи до Ветлужского, где можно сплавляться не только на байдарках, но и на плотах.
2. Рутка. Течет по болотистой равнине. Паводки держатся здесь дольше, чем на других реках района. Рутка вскрывается в середине апреля, однако путешествие в это время осложнено отсутствием мест для лагеря, так как высокая вода затопляет берег. Преодоление завалов, весьма многочисленных в верховьях реки, требует определенных навыков в управлении байдаркой.
3. Большая Кокшага. Очень популярна среди туристов-водников. Однако несколько лет назад спуск по реке от Орловки до Старожильска стал невозможен. Сейчас здесь территория заповедника. Большая Кокшага рекомендуется для детского и семейного туризма. Путешествовать по ней можно с конца апреля по сентябрь.
4. Большой Кундыш. Весной имеет затяжной паводок, летом сильно мелеет. Большой Кундыш может быть рекомендован для начинающих туристов и туристов с детьми. Путешествие возможно с конца апреля по сентябрь.
5. Малый Кундыш. Путешествие здесь на байдарках возможно с середины апреля до начала июня. Прохождение маршрута требует физической выносливости, а также подготовки судов к частым обносам. Маршрут используется как самостоятельный или как вариант начала маршрута по Малой Кокшаге.
6. Малая Кокшага. Для туристов она представляет интерес по течению ниже Йош-кар-Олы. До самой Волги река течет через леса. Весной сильное течение, крутые повороты требуют умения управлять байдаркой. Рекомендуемое время для путешествия на байдарках - с середины апреля по сентябрь.
7. Илеть. Быстрая лесная река. Берега живописные, в верхнем и среднем течении иногда довольно высокие, ближе к низовьям нередки песчаные пляжи. В верховьях весной возможны завалы. Путешествуя по низовьям Илети, следует учесть, что в выходные дни около Волжска масса моторных лодок, а на Волге интенсивное движение судов.
8. Юшут. Правый приток Илети. Прохождение маршрута возможно только весной, с середины апреля по конец мая, и после сильных дождей летом. Река давно освоена туристами, но каждую весну образуются все новые завалы, которые разбираются лишь частично. Течение у Юшута довольно быстрое, река узкая, и при наличии крутых поворотов с неожиданными завалами прохождение маршрута требует навыков в управлении байдаркой.