Около года назад статус агропромышленного комплекса в системе государственной власти переместился на ступеньку вверх. Сельское хозяйство, помимо прочего, стал курировать первый заместитель председателя правительства РФ Виктор Зубков. В результате проблемы, которые годами "искрили" на стыках этой отрасли со смежниками - производителями удобрений, поставщиками топлива, с одной стороны, и пищевой промышленностью и торговлей - с другой, - стали решаться.
Меры государственной поддержки, которую правительство наращивает, стали давать результаты - производство растет. Собран большой урожай зерна - более 108 миллионов тонн. Ощутимо растет производство мяса. Но еще достаточно старых отраслевых проблем, а к ним добавляются новые - "болезни роста".
Об успехах и задачах АПК первый Виктор Зубков рассказал корреспонденту "Российской газеты".
О "мясном" росте
Виктор Алексеевич, какова сегодня ситуация с производством отечественного мяса?
В первом квартале заметно увеличилось производство мяса. В целом прибавка составила 129 тысяч тонн - 86 тысяч тонн мяса птицы (или 13 процентов), и 43 тысячи тонн свинины (или 7 процентов).
В течение года эта тенденция даже будет укрепляться, и, думаю, к декабрю мы достигнем того прироста, который планировали, - более 500 тысяч тонн.
С говядиной сложнее. Мы производим 66 процентов от ее потребности. Но это, в основном, выбраковка молочного стада. Качественной говядины Россия производит всего 62,2 тысячи тонн в год.
Что мешает наращивать производство говядины?
Практически мы потеряли племенную базу мясного скотоводства. Но, несмотря на кризис, она сейчас заново формируется. Мы выделили на это значительные средства в программе развития мясного скотоводства до 2013 года - 19,2 миллиарда рублей. В этом году - 4,5 миллиарда рублей.
Планируется, что Россия нарастит производство высококачественной говядины в 4,5 раза - до 282,4 тыс тонн в 2012 году. Но этого все равно недостаточно.
Проблему нужно решать и через систему кооперации со странами СНГ - Казахстаном, Узбекистаном, Таджикистаном. И я собираюсь поднять эту тему на сельхозсаммите в Ашхабаде в этом году.
Вообще сельское хозяйство набрало очень высокий темп роста - 8-10 процентов в год. И если мы его сохраним на таком уровне, то к 2012 году Россия по производству мяса выйдет на те нормативы, которые предусмотрены в доктрине продовольственной безопасности.
О необходимости наращивать производство мяса говорили многие годы - еще со времен Советского Союза. И вот Россия наконец подошла к тому, что мясная независимость может стать реальностью. Причем это происходит на фоне мирового финансового кризиса.
Причина в том, что меры поддержки отечественного производителя, которые правительство последовательно принимает, дают вполне конкретный результат. Так было и с национальным проектом "Развитие АПК", и сейчас - с госпрограммой развития сельского хозяйства.
Может, этих мер господдержки недостаточно? Что думают об этом сельхозпроизводители и участники продовольственного рынка?
Конечно, у бизнеса еще остаются вопросы к правительству. Но это уже не претензии, как раньше, а скорее деловые предложения. Производители предлагают расширить спрос на продовольствие на внутреннем рынке, например, за счет питания, которое предлагают своим пассажирам компании-перевозчики. Особенно те, где велико государственное участие. Наверное, действительно было бы справедливо, чтобы на борту самолета или в поезде госкомпании на обед предлагали в основном продукты питания отечественного производства.
Кроме того, бизнес заявляет о необходимости поддержать комбикормовую промышленность. Производство мяса увеличивается, потребность в кормах растет. С 12,5 миллиона тонн продукции этот сектор сейчас поднимается до 22 миллионов тонн. А в перспективе потребуется 37 миллионов тонн комбикорма. Поэтому нужна поддержка этого важного сектора. Комбикормовая промышленность может "вытащить" за собой и производство различных добавок, витаминов, шротов, сои. А это, помимо всего прочего, еще и дополнительные рабочие места.
О проекте развития малых ферм
Какие меры принимаются для поддержки малого бизнеса в отрасли?
В этом году будут разработаны типовые проекты ферм для малого аграрного бизнеса на 20, 40, 60 коров. Первые пятьдесят таких ферм мы планируем начать строить уже в этом году. Они будут оснащены современным оборудованием. На каждые пять таких ферм построим одно перерабатывающее предприятие. Автолавки будут развозить продукцию по прилежащей территории.
Таким образом у торговых сетей появятся конкуренты, которые будут работать без посредников. А значит, продавать молочные продукты смогут по более доступным ценам.
Но смогут ли малые агропредприятия конкурировать, например, с мегафермами?
Начало этого проекта не означает поворота государственной аграрной политики от поддержки крупного агробизнеса к поддержке мелкого сельского предпринимательства. Но мы не можем не считаться с тем, что половина молока производится в личных подсобных и фермерских хозяйствах. Ценой изматывающего, неэффективного труда. Затраты на производство литра молока в личных подсобных хозяйствах высокие, а качество получается низкое.
Поэтому мы ставим сейчас задачу создать условия для развития нормального товарного производства в так называемом "частном секторе".
Надо было еще 20 лет назад начинать строить такие некрупные типовые фермы. Но, к сожалению, мы начинаем заниматься этим только сейчас.
О ценах на продовольствие
Во многих странах в связи с кризисом продукты подешевели, в России этого не произошло, напротив, цены на прилавках растут. Почему?
Конечно, продовольственные цены подрастают с поправкой на инфляцию, на рост энерготарифов. Часть импортной продукции в связи с девальвацией рубля стала дороже, чем в ноябре, декабре и даже январе. Но из этого следует простой вывод: надо производить больше своего продовольствия. Тогда меньше будем покупать по импорту.
Импорт не задушит отечественного производителя?
Чтобы освободить рыночное пространство для отечественных производителей мяса, в прошлом году мы уже приняли решения сократить ввозные квоты на 300 тысяч тонн мяса птицы. А также снизить на 200 тысяч тонн внеквотный ввоз свинины. Некоторые эксперты предлагают: "Давайте отменим ограничения, и тогда к нам на рынок хлынет дешевое мясо". Но этого не произойдет. Хотя оптом, при пересечении границы, оно, может, и покажется выгоднее отечественного - за счет субсидий зарубежным фермерам и экспортерам. Во многих странах они гораздо выше, чем в России. Но в магазине импортное мясо никогда дешеветь не будет, ни на копейку.
О таможенно-тарифной политике
Будут ли сокращаться квоты на ввоз импортного мяса в ближайшие годы и насколько?
Мы будем сокращать квоты на ввоз мяса из-за границы и в 2010, 2011, 2012 годах - это однозначно. На столько, сколько наши производители смогут произвести продукции высокого качества. И мы должны еще раз вернуться к вопросу о ставках пошлин на внеквотное мясо. Сейчас, как утверждают наши сельхозпроизводители, даже при ставке пошлины на внеквотный импорт в 95 процентов таможенной стоимости, все равно оказывается выгоднее завозить часть мяса птицы из-за рубежа. А наша продукция становится неконкурентоспособной.
Значит ли это, что импорт впоследствии будет сокращен до минимума?
Меры запретительного характера на все импортное мясо мы распространять не собираемся. Таможенно-тарифная политика - не панацея от всех бед и не какой-то меч, который государство заносит над импортом. С ее помощью мы помогаем развиваться нашему агробизнесу. Но если мы совсем ограничим импорт, у отечественных производителей наступит благодушие, успокоенность. Обычно это кончается тем, что они начинают наращивать цены. И над повышением качества им становится неинтересно работать. Поэтому импорт, скорее всего, будет всегда - как механизм, который заставляет российский бизнес повышать конкурентоспособность своих товаров.
Но зарубежное продовольствие не должно составлять 40 процентов от общего потребления в нашей стране, как сейчас. Это катастрофа. Поэтому сейчас нам важно в первую очередь поддержать отечественного сельхозтоваропроизводителя. При этом реализация таможенно-тарифной политики ни в коем случае не должна приводить к росту потребительских цен. Они должны быть приемлемыми. Вот такая перед нами стоит задача.
О законе о торговле
Будет ли способствовать снижению цен на продовольствие закон о торговле, которого с нетерпением ждут производители? Как идет подготовка законопроекта?
Ведущую роль в подготовке проекта закона о торговле будут играть минпромторг, который отвечает за этот закон, и минсельхоз, который крайне заинтересован, чтобы закон был принят. План мероприятий по доработке законопроекта уже есть. В нем нашли отражение вопросы, которые касаются формирования цены на продовольствие во всех звеньях товаропроводящей цепочки. В частности, в законопроекте будет описан типовой договор на поставку продовольствия сетевым торговым компаниям.
Мы считаем, что в нем обязательно должны быть оговорены сроки оплаты за поставленную продукцию. Сейчас они достигают 40-60 дней и более.
Фактически получается, что производители продовольствия выдают торговым сетям беспроцентные кредиты. Мы же считаем, что за скоропортящуюся продукцию сети должны расплачиваться за 14 дней, за остальную - не более чем за 30 дней.
Предусмотрены ли в законопроекте ограничения торговых наценок на продовольственные товары?
Законодательно ограничивать торговую наценку мы, скорее всего, не будем. Это опасный путь. Потому что торговле будет невыгодно держать на складах и прилавках товары, на которые наценка ниже, чем затраты на то, чтобы ее продать.
Нужно мониторить всю товаропроводящую цепочку и в этих кризисных условиях добиваться, чтобы отраслевые союзы заключали друг с другом соглашения, которые позволяли бы в каждом звене получать справедливую цену.
Допускаю, что будет большое сопротивление принятию этого закона. Потому что в торговом звене наценка составляет десятки процентов. Речь идет о сверхвысоких доходах. С которыми, естественно, кто-то не хочет расставаться.
Досье
Зубков Виктор Алексеевич родился 15 сентября 1941 года в поселке Арбат Кушвинского района Свердловской области. В 1965 году окончил экономический факультет Ленинградского сельскохозяйственного института.
Руководил рядом предприятий агропромышленного комплекса и профильными отделами в органах власти Ленинградской области. В 1992 году назначен заместителем начальника Комитета по внешним связям мэрии Санкт-Петербурга. В 1993 году становится заместителем руководителя Федеральной налоговой службы России - начальником Государственной налоговой инспекции по г. Санкт-Петербургу.
С 1999 года занимает пост заместителя министра России по налогам и сборам, совмещая его с руководством управлением этого ведомства в Санкт-Петербурге. В 2001 году становится первым заместителем министра финансов России, возглавляет российский Комитет по финансовому мониторингу. С марта 2004 года - руководитель Федеральной службы по финансовому мониторингу.
14 сентября 2007 года указом президента Российской Федерации назначен председателем правительства Российской Федерации. С 12 мая 2008 года - первый заместитель председателя правительства Российской Федерации. Кандидат экономических наук.
Дмитрий Медведев, Президент РФ:
- Потенциал нашего аграрного сектора, нашего села, нашей российской деревни огромен, нужно только помочь ему раскрыться. Нужно инвестировать туда необходимые деньги, давать кредиты, что, собственно, и делалось, и, надеюсь, несмотря на трудности, будет продолжено.
на увеличение уставного капитала Россельхозбанка предусмотрено 45 миллиардов рублей;
на увеличение уставного капитала "Росагролизинга" предусмотрено 25 миллиардов рублей;
на субсидирование процентной ставки в размере 80% ставки рефинансирования, и 100% - ставки по кредитам, полученным на развитие мясного и молочного животноводства, предусмотрено 17 миллиардов рублей
На 2009 год правительством снижена квота на импорт мяса птицы до 962 тыс. тонн, увеличены внеквотные ставки пошлин на ввоз мяса домашней птицы и свинины,
- введена сезонная пошлина на импорт сахара-сырца сроком на 5 месяцев,
- повышена нижняя граница ввозной таможенной пошлины на сахар-сырец со 140 до 165 долларов за тонну,
- увеличена ставка ввозной таможенной пошлины на сухое молоко,
Государство поддерживает спрос на зерно через проведение закупочных интервенций.
Проводится постоянный мониторинг ситуации с импортом всех видов сельскохозяйственной продукции и продовольствия для принятия оперативных мер, обеспечивающих защиту интересов отечественных производителей и потребителей