Опрос: в кризис россияне стали экономить на деликатесах

Россияне стали меньше есть йогуртов, конфет, пить кофе и пива. В целом же 40 процентов наших сограждан в условиях кризиса готовы экономить на еде. Но больше всего они ограничивают себя в покупках одежды.

Но вот от чего наши люди пока еще не готовы отказаться, так это от свежих овощей и фруктов, парного мяса, рыбы и алкоголя. И даже от таких недешевых напитков, как бренди и коньяк.

А выглядеть некоторое время немодно готовы почти две трети россиян - 61 процент. Таковы итоги опроса, который провел "Ромир" совместно с международной исследовательской сетью Worldwide Independent Network of Market Research. Цель исследования - узнать, от чего в первую очередь готовы отказаться наши сограждане, чтобы оптимизировать свои личные расходы. И, как показал опрос, поведение россиян вполне сопоставимо с общемировым показателем сокращения расходов на питание, который составляет 42 процента. И Россия по этой позиции занимает далеко не первое место. Сесть на более жесткую диету готовы жители Аргентины, Исландии, США, Италии, Австралии.

Как показывает исследование "Ромира", экономия на еде выражается у нас прежде всего в отказе от деликатесов. "Для многих семей экономический кризис стал временем возвращения от новомодных продуктов к более традиционным, - пояснили "РГ" социологи. - К тому же россияне переключаются на более дешевые марки". Например, снова стали популярными макароны. Но не все, а самые дешевые. Сейчас средняя цена килограмма макарон, покупаемых семьями в городах России с населением 500 тысяч человек и более, достигла 51 рубля 60 копеек. Однако дорогие марки постоянно теряют покупателей. С сентября 2008 года по февраль 2009 года число домохозяйств, приобретавших такие изделия, сократилось в среднем на 15-25 процентов. При этом более дешевые марки - с розничной ценой от 23 до 43 рублей, наоборот, массово укрепляют свои позиции.

Еще одна тенденция, которую подметили исследователи из "Ромира", - возвращение на стол россиян таких продуктов, как кефир, майонез, творог. Наряду с этим питьевые йогурты, пиво, сок и кофе, которые с начала этого века вели активное наступление на желудки россиян, в кризисный период вынуждены были свернуть атаку. Так, для питьевых йогуртов сокращение по сравнению с осенним периодом составило 15-20 процентов, для соков - 15-16 процентов, для пива - 9-12 процентов, для кофе - 2-4 процента. Экономить российские покупатели также стараются на конфетах, шоколаде и мороженом.