Нынешний Каннский фестиваль пока демонстрирует не столько обещанный оптимизм по отношению к перспективам мирового кино, сколько глубину пропасти, на дне которой кино находится сейчас, в разгар кризиса. Канн впервые выглядит не праздничным, а растерянным. Редкие знакомые актерские лица на красной дорожке, много свободных мест в кинозалах и апокалиптические рассуждения в кулуарах и в прессе.
Особенно остро я почувствовал эти настроения, разговорившись с одним из американских продюсеров - бывшим москвичом, ныне калифорнийцем. Он не уполномочил меня называть его имя в прессе, будем считать его суждения типичными для нынешней киноиндустрии. Даже столь мощной, как киноиндустрия США.
Производство фильмов, утверждал мой собеседник, в США уже сократилось примерно в десять раз. Это не просто снижение числа картин. Если закрывают только один проект - то, стало быть, лишаются работы сразу сотни занятых в нем людей, они оказываются в вакууме: идти им некуда. Но банки более не дают кредитов, и проекты закрываются пачками - можно себе представить уровень панических настроений в кинематографическом сообществе. Мой собеседник прогнозирует тотальное изменение всего мирового кинопейзажа и сильно опасается, что кинофестивали, даже такие крупные, как Берлинский международный, вряд ли сможет открыться в феврале будущего года. Более того, он считает, что мы на пороге глобальных изменений: государствам скоро будет не до политики. Его рассуждения напомнили мне ключевую сцену диснеевского фильма "Бемби", когда перед лицом лесного пожара все бывшие враги, объединившись, бежали от пламени: лисы и зайцы, волки и олени вместе. Словно и не ели друг друга еще вчера.
Мой собеседник решительно отвергает попытки увидеть свет в конце туннеля - якобы он уже брезжит. Он уверен, что главное - еще впереди, что года через два мир станет иным.
После этого разговора я направился на только что открывшийся Каннский кинорынок, крупнейший в Европе. Пейзаж там тоже не вполне привычный. Торговцы фильмами, как всегда, выложили свой товар на прилавки, на плазменных экранах крутились соблазнительные кадры, но не было видно заинтересованных купцов, не шли, как обычно, жаркие торги в отсеках мировых кинофирм. Пустовато и в проекционных залах. Приходит на память кинорынок в февральском Берлине - он завершился результатами почти катастрофическими.
Эта катастрофа особенно заметна на фоне неумеренного развития в последние годы множества мелких самодеятельных кинофирм - фильмов стало производиться так много, что большинство из них уходили в небытие без проката. Головокружительно снижаются доходы крупнейших киностудий. Общие доходы одной только корпорации Диснея ухнули вниз на 46 процентов, а студий Диснея и того больше - на 97 процентов! Такие гиганты, как "Парамаунт" и "Уорнер бразерс", резко сократили число среднебюджетных картин, сосредоточившись на блокбастерах, у которых больше шансов собрать публику. В относительном благополучии прибывает корпорация "Sony" - ее менеджеры пока успешно лавируют в условиях экономического шторма, избегая рифов.
Быстро меняется ситуация со зрительским спросом. Билеты в кино дорожают повсеместно, одновременно снижается число людей, готовых на них потратиться. Если в 2008 году Россия впервые вошла в пятерку крупнейших кинорынков Европы - после Франции, Англии, Германии и Италии, - то теперь, по данным журнала Action!, посещаемость кинотеатров снизилась уже на 6,6 процента. Проблема умножается резким удорожанием печати фильмокопий, а также снижением стоимости рубля по отношении к доллару. Возникает парадоксальная ситуация: бокс-офис в рублях пока растет, а в долларах - заметно падает.
На Каннском кинорынке представлено несколько российских компаний. Здесь, как всегда, "Совэкспортфильм", предлагающий "Исчезнувшую империю" Карена Шахназарова, "Путь" Владимира Пасичника, "Королева" Юрия Кары и его же еще не завершенный фильм "Гамлет" - современную молодежную версию шекспировской трагедии. Артхаусная компания "Интерсинема" в числе других предлагает выдающуюся, по словам ее президента Раисы Фоминой, грузинскую картину Георгия Овашвили "Другой берег". Большую коллекцию шедевров старого советского кино выставляет на продажу компания RUSCICO - здесь подборки картин о Второй мировой войне, от "Молодой гвардии" до "Отца солдата", документальных лент, а также картин из Армении и Грузии. Пока на мои вопросы относительно интереса к нашим фильмам среди зарубежных дистрибьюторов представители этих компаний растерянно разводят руками: покупателей не видно ни у них, ни у их зарубежных конкурентов.
Впрочем, впереди еще девять дней фестиваля, и купцы, наверное, еще пьют джин-тоник в самолетах, спешащих к летней столице мирового кино Канну. Надо быть оптимистами