Федеральная антимонопольная служба (ФАС) не успевает приступить к рассмотрению дела в отношении столичных гостиниц, обвиняемых в многократном повышении своих расценок к "Евровидению", до финала конкурса. Заседание комиссии, которое было намечено на этот четверг, отложено до следующей недели.
Начальник управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофей Нижегородцев, комментируя "РГ" причину переноса заседания, пояснил, что к первоначально обозначенной дате антимонопольной службе не удалось собрать все сведения. По словам Нижегородцева, ФАС расширила список проверяемых гостиниц до 50, чтобы всесторонне изучить рынок. Первоначально дело было возбуждено в отношении гостиниц "Будапешт", "Петр I", "УК "Отель Менеджмент" (гостиница "Холидей Инн Сокольники") и "Президент-Отель". Если факт нарушения антимонопольного законодательства подтвердится, ФАС оштрафует гостиницы на сумму от 1 до 15 процентов годового оборота компании.
Напомним, гостиницы попали в поле зрения ФАС еще в апреле, когда выяснилось, что цены на проживание были повышены приблизительно на 20-30 процентов. Гостиницы далеко не в первый раз (и по всей видимости, не в последний) меняют свои ценники на период массовых мероприятий. Буквально накануне Санкт-Петербургское управление ФАС наложило штраф на первый из 11 отелей, которые антимонопольщики подозревают в ценовом сговоре во время прошлогоднего Петербургского экономического форума. Тогда цены на гостиницы в городе повысились на 80-100 процентов. Первым из отелей получил штраф собственник гостиницы "Новотель Санкт-Петербург Центр" на сумму 14,5 миллиона рублей. Вслед за ним на 2,8 миллиона рублей была оштрафована компания "Талион", которая управляет сетью отелей. Стоит отметить, что до сих пор ФАС не собиралась штрафовать питерские гостиницы, а ограничилась "выговором".
Пример соседей, похоже, не сильно впечатлил московских хотельеров. Почти все фигуранты дела выразили свое несогласие с обвинениями ФАС. Так, ранее пресс-секретарь управляющего делами президента РФ Виктор Хреков назвал обвинения в адрес "Президент-Отеля", находящегося в ведении Управления делами президента, "необоснованными и беспочвенными". Он указал, что повышение цен во время весенне-летнего туристического сезона, а также в период проведения крупных мероприятий, - это обычная практика для гостиничного бизнеса во многих странах мира.
Кстати, турфирмы, работающие на приеме иностранных гостей, также встали на сторону хотельеров. Например, в компании "Интурист" "РГ" подтвердили, что цены в диапазоне 5-8 тысяч рублей за номер являются среднерыночными для трехзвездочных отелей Москвы. Это в высокий сезон, который, как правило, начинается в мае (независимо от привязки к "Евровидению"). В низкий сезон, с января по апрель, цены ниже на 10 процентов.
Стоит заметить, что с начала этого года, напротив, из-за оттока клиентов наблюдалась тенденция к снижению цен на гостиничные услуги - в среднем на 10-20 процентов. Беда в том, что в той же Москве катастрофически не хватает не только недорогих, но еще и качественных гостиниц. Например, по данным консалтинговой компании Colliers International, в столице насчитывается 80 отелей категории 3 "звезды", 35 отелей - уровня 4 "звезды" и лишь 12 отелей относятся к категории 5 "звезд". При этом остальные гостиницы, а всего в столице 247 отелей, вовсе не имеют звездности, то есть в таких гостиницах "удобства" вполне могут оказаться за пределами номера. Многие владельцы гостиниц не спешат вешать "звездочки" на фасад еще и потому, что их наличие никак не влияет на стоимость проживания. Априори относящаяся к дешевому сегменту гостиница может устанавливать сколь угодно высокие цены, потому что альтернативы у гостя практически нет.