Сергей Миронов: Мы должны спасти планету от экологической катастрофы

Сегодня Таврический дворец откроет двери гостям и участникам Второго Невского международного экологического конгресса. Проведение такого мероприятия, организуемого Советом Федерации, Межпарламентской ассамблеей государств - участников СНГ, Парламентской ассамблеей Совета Европы, становится хорошей традицией.

В декабре прошлого года форум собрал свыше 700 участников из 18 стран мира. Впервые в нашей стране на столь высоком уровне обсуждались вопросы охраны окружающей среды, комплексного использования водных ресурсов, экологической безопасности крупных городов и трансграничного сотрудничества в этих сферах. Итогом форума стали важные рекомендации для всех стран по совершенствованию экологического законодательства и формированию международной системы экологической безопасности.

В нынешнем году встреча обещает стать еще более представительной, а разговор - не менее интересным. Тема конгресса - "Энергетика и экологическая безопасность среды обитания в условиях глобального кризиса". Сегодня в условиях мирового экономического кризиса и, как следствие, снижения потребления энергоресурсов у многих возникает соблазн отодвинуть вопросы энерго-экологической безопасности на второй план. Дескать, в кризисный период есть дела поважнее экологии.

Думаю, что так рассуждать принципиально неверно. И не только потому, что кризис рано или поздно закончится и потребление энергоресурсов начнет расти с удвоенной силой. Мы должны четко осознать, что вплотную приблизились к критической точке, за которой человечество ожидает глобальная экологическая катастрофа.

Ее проявления уже наблюдаются в изменении климата, росте числа наводнений, землетрясений и цунами, ухудшении состояния здоровья населения всей планеты. По данным ООН, природные катастрофы сегодня происходят в четыре раза чаще, чем тридцать лет назад, а экономический ущерб от их разрушений вырос семикратно. Согласно результатам многих исследований около 40 процентов смертельных болезней в мире так или иначе связаны с неблагоприятной окружающей средой. Природа открыто предупреждает нас о недопустимости варварского отношения к ней.

Важнейшая цель, которая стоит сегодня перед человечеством, - найти разумный компромисс между нарастающими потребностями в топливно-энергетических ресурсах и ограниченными возможностями природы. Мы должны отдавать себе отчет в том, что экономика при нынешних подходах к ее развитию с каждым годом входит во все более глубокое противоречие с экологией. Как же обеспечить энергетическую безопасность, но при этом сохранить окружающую среду? Очевидно, решение этой задачи должно быть найдено в рамках соблюдения жестких экологических ограничений. Поэтому, на мой взгляд, назрела потребность в создании целостной системы международных правовых механизмов, нацеленных на обеспечение экологической и энергетической безопасности в их тесной взаимосвязи. Такая система должна быть основана на ясных, прозрачных, стабильных принципах и оперативно реагировать на весь спектр техногенных и экологических проблем. В свое время крупнейший русский ученый Владимир Иванович Вернадский назвал человечество основной геологообразующей силой планеты. Сегодня наша задача состоит в том, чтобы эффективность этой силы отвечала современным глобальным вызовам.

В поисках разрешения противоречий между экологией и энергетикой Россия и все развитые страны уделяют особое внимание повышению энергоэффективности экономики, внедрению энергосберегающих технологий, развитию возобновляемых источников энергии.

Для нашей страны высокая энергоемкость экономики по-прежнему является острейшей проблемой.

По оценкам экспертов, российская экономика остается в 2-3 раза более энергозатратной, чем экономика ведущих европейских стран. Конечно, мы можем найти себе оправдание, объясняя все холодным и суровым климатом. Однако дело далеко не только в этом.

Не последнюю роль играют психологические факторы. Обеспеченность запасами всех видов органического топлива выработала у нас привычку особенно их не экономить. Рассматривая Россию как кладезь углеводородных ресурсов, мы очень часто забываем об их исчерпаемости.

Другим важным моментом является высокий износ инфраструктуры и устаревшие технологии производства. Например, продолжая "отапливать улицу", около трети тепловой энергии мы теряем в процессе доставки ее конечному потребителю.

Наконец, в нашей стране на протяжении долгого времени отсутствовала какая-либо политика по формированию культуры энергосбережения. Советский лозунг "уходя гасите свет" давно забылся, а новых лозунгов так и не появилось. Надежды либеральных реформаторов, что "рынок" все сам отрегулирует, не оправдываются.

Вокруг проблемы энергосбережения по-прежнему существует немало мифов. Самый распространенный из них основан на представлении, что энергосбережение у нас буксует из-за низких цен на топливо и энергию. Будто бы, если довести их до уровня мировых цен, наши предприятия и население начнут заботиться об энергосбережении.

Глубоко убежден, и практика подтверждает мои слова, что повышение цен на энергоресурсы не решает ни одной проблемы, в том числе и в энергосбережении, а лишь разгоняет инфляцию и консервирует высокий уровень монополизма, сложившийся в нашей экономике. Действительно, сегодня львиную долю стоимости любого товара или услуги составляют затраты на энергоносители. Поэтому за любое повышение цен естественных монополий в конечном счете расплачивается потребитель. И больше всего страдают от повышения цен малообеспеченные слои населения. Они-то уж точно, "уходя из дома, гасят свет". Но беда в том, что их доля в общем энергопотреблении крайне незначительна!

В нынешних условиях было бы правильно заморозить тарифы естественных монополий, а также установить паритет цен на энергоносители, продукцию сельского хозяйства и машиностроения, основные продукты питания. Однако достижение этой цели возможно только в рамках социальной модели развития, где во главу угла поставлены принципы социальной справедливости.

Сегодня на повестке дня стоит задача разработки эффективных стимулов применения энергосберегающих технологий. Совершенно очевидно, что новые технологии и оборудование не возникнут сами собой. Поэтому помимо административных рычагов воздействия в числе таких стимулов должны появиться налоговые льготы, ссуды со сниженными процентными ставками, выдача субсидий на реализацию энергосберегающих программ. Пока же единственными механизмами регулирования энергосбережения являются требование об обязательной сертификации энергопотребляющей продукции и... отключения электроэнергии за неуплату.

Ситуация уже начала меняться. В прошлом году президент России Дмитрий Анатольевич Медведев подписал Указ "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики", в котором поставил задачу снизить энергоемкость ВВП к 2020 году по сравнению с 2007 годом не менее чем на 40 процентов. Проблема стала решаться на самом высоком уровне, и это обнадеживает.

Требуется и соответствующая законодательная поддержка. С этой целью ведется активная разработка проектов федеральных законов "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности" и "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения энергетической и экологической эффективности российской экономики". Они должны заменить давно устаревший Федеральный закон "Об энергосбережении", принятый еще в 1996 году. Новые законопроекты предусматривают введение такого понятия, как "коэффициент энергоэффективности". Его значение будет определяться правительством России, а за использование устройств и помещений, коэффициент энергоэффективности которых не будет соответствовать нормативному уровню, будет взиматься штраф. Кроме того, предполагается выделение бюджетных субсидий на разработку и внедрение энергосберегающих технологий.

Законопроекты также предусматривают введение стимулирующих мер в отношении использования возобновляемых экологически чистых источников энергии, за которыми будущее.

Конечно, доминирование углеводородных ресурсов в мировом энергобалансе будет сохраняться еще в течение ряда десятилетий. Но переход к альтернативной энергетике, применение которой оказывает минимальное воздействие на экологию и способно обеспечить комфортную среду обитания,- это вопрос времени и залог сохранности нашей планеты.

Россия в этом смысле имеет уникальные возможности. У нас сосредоточены огромные богатства водных, ветряных, солнечных, геотермальных источников энергии. А гигантская территория и удаленность многих районов от централизованного энергоснабжения делают вопрос развития этих направлений жизненно важным.

Сегодня наиболее эффективным механизмом реализации проектов по возобновляемым источникам энергии представляется частно-государственное партнерство. Что должно войти в сферу ответственности государства? Во-первых, разработка законодательной базы и технических регламентов. Пока государственное регулирование правовых отношений в области альтернативной энергетики, по сути, отсутствует. Во-вторых, на первоначальном этапе государство должно взять на себя финансирование научно-исследовательских работ в этой области, а также создать комплексную систему кредитных, тарифных, налоговых льгот, сформировать заказ на эту продукцию. В-третьих, государство должно организовать подготовку кадров для альтернативной энергетики. Причем этот вопрос имеет, пожалуй, самое важное значение на сегодняшний день. Без хорошо подготовленных инженеров, техников и управленцев Россия рискует в середине XXI века пополнить ряды энергетических аутсайдеров.

Каких решений в свою очередь мы ждем от бизнеса? Безусловно, бизнес должен участвовать в оценке таких проектов с точки зрения их коммерческой привлекательности, создавать востребованные и конкурентоспособные продукты, формировать инвестиционную политику по организации серийного производства и инфраструктуры возобновляемой энергетики. Только совместные действия государства и бизнеса смогут дать положительный результат, позволят России оставаться энергетической сверхдержавой.

Свои усилия на площадке альтернативной энергетики должны объединить ведущие страны мира. А перспективные технологические разработки в области такой энергетики должны стать доступными для всех стран. Было бы правильно, на мой взгляд, создать в рамках ООН международный фонд накопления и передачи экологически безопасных технологий, аналогичный МАГАТЭ.

Перед лицом глобальных экологических вызовов человечество должно не просто объединить свои усилия, но и по-новому взглянуть на современные жизненные стандарты. Как говорил наш великий соотечественник, основоположник изучения проблем взаимоотношения биосферы и общества академик АН СССР Никита Николаевич Моисеев, "пришло время понять, что совокупности отдельных усилий и даже абсолютно необходимой всеобщей "экологической грамотности" совершенно недостаточно, чтобы преодолеть трудности выживания человечества. Нужно нечто качественно большее". Я уверен, что на смену безудержному потреблению и получению прибыли любой ценой должны прийти модели развития, ориентированные на согласие с природой. Человек должен переосмыслить свое отношение к ней, осознать себя не господином, а частью природы.

Рациональное и бережное отношение к ресурсам Земли, так же как и применение энергосберегающих и экологически чистых технологий, должны стать ключевыми направлениями развития нашей цивилизации.