В конце прошлой недели в Сочи был подписан пакет документов о строительстве "Южного потока" с национальными энергетическими компаниями Болгарии, Греции и Сербии. А с ЭНИ (Италия) подписано второе дополнение к Меморандуму о взаимопонимании по созданию "Южного потока".
Согласно этим документам мощность газопровода увеличена более чем вдвое - до 63 миллиардов кубометров в год, строительные затраты оценены в 8,6 миллиарда евро.
По словам руководителя "Газпрома" Алексея Миллера, установлен срок ввода в действие "Южного потока" - 31 декабря 2015 года.
Что касается финансового обеспечения строительства, Миллер подчеркнул, что "никаких проблем с финансированием не будет". Тем самым основной потребитель газа по "Южному потоку" Италия, а также участвующие в проекте восточноевропейские страны решили увеличить в два раза потребление российского газосырья по этой артерии. Это, можно сказать, не оставляет шансов проекту-конкуренту "Набукко".
Планируется, что "Южный поток" покроет до 15, а то и до 20 процентов общеевропейского спроса на газ. Причем он пойдет в обход Украины по дну Черного моря, а значит, уже не будет заложником бесконечных споров по транзитным ценам. Экономия только от этого превысит, самое меньшее, 60 миллионов долларов в год.
Восточная и южная Европа получит гарантированную возможность снабжения топливом на 25 лет без непредсказуемых посредников, которые не раз ставили почти пол-ЕС на грань замерзания.
Однако именно энергетическая предсказуемость России вызывает изжогу у тех стран ЕС, которые хотели бы получать российский газ чуть ли не задаром. Отсюда и вспомнили о проекте "Набукко", который должен стать конкурентом "Южному потоку" и продемонстрировать некую "энергонезависимость" ЕС.
И мощность, и стоимость конкурирующих проектов примерно сопоставимы (около 10 миллиардов долларов). Но если предположить, что труба "Набукко" действительно протянется из Средней Азии по дну Каспия через Турцию в ЕС, то возникает вопрос: чем ее наполнить?
Ведь в отличие от "потока" "Набукко" может заполниться максимум на две трети. Где взять остальное? Идею подбросили из США: проект спасет иранский газ.
После недавнего российско-украинского конфликта Евросоюз решил провести на свой рынок больше газа из большего количества стран и по выгодным им ценам. Российская сторона отнюдь не против такого разнообразия. Руководство страны неоднократно выступало за цивилизованную конкуренцию всех газпроводных маршрутов, но никак не за политические противопоставления их друг другу.
И здесь возникают вопросы. Любопытно, что все решения по "Набукко" принимаются чуть ли не на следующий день после решений по "Южному потоку". И все страны, кто участвует в российском проекте, вовлечены разными обещаниями Евросоюзом в его проект.
Теперь, с удвоением мощности "Южного потока", вряд ли эти страны окажутся перед выбором: какой из маршрутов поддерживать.
Анатолий Дмитриевский, директор Института проблем нефти и газа:
- Что касается нынешних споров по "Южному потоку" и "Набукко", то могу сказать, что в тогдашнем конфликте с Украиной пострадали как раз южные европейские страны. Именно к ним и идет "Южный поток" в первую очередь.
На мой взгляд, спор идет в политической плоскости. Европа и присоединяющиеся к ней США пытаются все перевести в русло конфронтации. "Набукко" является просто дополнительным инструментом, от которого США откажется в любой момент. Практически реализовать этот проект достаточно сложно. Дело здесь в решении вопросов по прокладке трубопровода по дну Каспийского моря. А этот вопрос не решен. Нет согласия между сторонами - Азербайджаном, Туркменистаном и Ираном. Кроме того, в плане расчета на туркменский и азербайджанский газ у "Набукко" перспектив нет. У Азербайджана газ принимает Россия, а с Туркменистаном надо решать политические проблемы.
Геннадий Шмаль, президент союза нефте газопромышленников России:
- Европе надо определиться, где брать газ. Эксперты называют Азербайджан. Но давайте вспомним, что там ежегодно добывается порядка 27 миллиардов кубометров. Примерно 6 миллиардов идет в Турцию, миллиард - в Грузию, на собственное потребление уходит какое-то количество газа. Одним словом, на "Набукко" у них остается около 10 миллиардов кубометров. А "Набукко" рассчитывается на 26-33 миллиарда кубометров в год. Если политические вопросы возобладают, то "Набукко" построят. А вот если главным станет экономическая составляющая, то полагаю, что этот проект конкуренции не выдержит.