Конституционный суд разрешит противоречие между бюджетным и налоговым законодательством

Государственные образовательные учреждения, в том числе и вузы, располагаются в помещениях, являющихся государственной собственностью и переданных этим организациям в оперативное управление. Нередко временно свободные площади сдаются в аренду. Такое право предоставлено им п. 11 ст. 39 Закона РФ от 10.07.1992 N "Об образовании".

Этим правом воспользовались, в частности, два ведущих московских вуза - МАИ и МХТИ. Но, получая доходы от сдачи в аренду имущества, находящего в федеральной собственности, они не отражали их в составе внереализационных доходов и не учитывали при исчислении налога на прибыль организаций. По их мнению, доходы от сдачи в аренду являются не выручкой, а средствами целевого финансирования, дополнительным источником бюджетного финансирования. Это и послужило причиной споров с налоговыми органами, рассмотренных в судах всех инстанций - вплоть до Высшего арбитражного суда. Ни одна судебная инстанция не поддержала налогоплательщиков. И вот почему.

В соответствии с п. 4 ст. 250 НК РФ к внереализационным доходам организации относятся доходы от сдачи имущества в аренду. Причем законодатель не сделал каких-либо исключений в отношении таких доходов в зависимости от организационно-правовой формы организации, отраслевой принадлежности и т.д. Согласно подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы, полученные в рамках целевого финансирования. К таковым отнесены, в частности, средства бюджетов всех уровней, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов.

Вместе с тем, устанавливая общий порядок исчисления налоговой базы по налогу на прибыль, законодатель предусмотрел в ст. 321.1 НК РФ особенности ее формирования бюджетными учреждениями. Налоговая база бюджетных учреждений определяется как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров (работ, услуг), суммой внереализационных доходов и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности. Сумма превышения доходов над расходами от коммерческой деятельности до исчисления налога не может быть направлена на покрытие расходов, предусмотренных за счет средств целевого финансирования, выделенных по смете доходов и расходов бюджетного учреждения.

Данный порядок исчисления налоговой базы корреспондируется с положениями ст. 41, 42 Бюджетного кодекса РФ.

Приведенные нормы и послужили основанием признания необходимости включения в налоговую базу по налогу на прибыль доходов от сдачи имущества в аренду. К таким выводам пришел Высший арбитражный суд в в определениях от 18.04.2008 N 3488/08 и от 22.01.2009 N 17437/08. И это не единичные решения.

Московские вузы обратились в Конституционный суд о проверке конституционности п. 4 ст. 250 , ст. 321.1 НК РФ и абзаца первого п. 3 ст. 41 Бюджетного кодекса РФ.

Главным аргументом является то, что по смете доходов и расходов поступают бюджетные средства, а не доходы от аренды. Прохождение арендных платежей от арендатора к арендодателю через бюджетный счет, открытый в Федеральном казначействе, не является обстоятельством, переквалифицирующим денежные средства в средства целевого финансирования (постановление ФАС ЗСО от 23.04.2008 N Ф04-2098/2008(4077-А45-15)).

Недостаточно убедительным представляется и довод о том, что образовательные учреждения вынуждены уплачивать налог на прибыль из внебюджетных средств, т.е. тратя свои доходы от иных видов деятельности. Лимиты на уплату налога наряду с другими бюджетными обязательствами включаются в смету доходов и расходов бюджетного учреждения. И только невключение налога в смету может привести к необходимости его уплаты за счет внебюджетных средств.

Не может быть переложено и выполнение обязанности по уплате налога с бюджетного учреждения на государство. Государство не является налогоплательщиком (ст. 11 и 19 НК РФ).

С точки зрения налогового законодательства, на наш взгляд, все правильно, а как это с точки зрения Конституции РФ, скажет только Конституционный суд!

www.palata-nk.ru