Трудный процесс по экстрадиции подозреваемого нацистского преступника Ивана Демьянюка завершился. Первый медицинский осмотр в мюнхенской тюрьме Штадельхайм не выявил противопоказаний для содержания его под стражей.
Как рассказал "РГ" спикер министерства юстиции земли Бавария Штефан Ленценхубер, задержанный находится в медицинском отделении тюрьмы в закрытой двухместной палате. За ним организован медицинский уход. Он получает все необходимые медикаменты.
Однако, по словам его адвоката Гюнтера Мауля, состояние подозреваемого неудовлетворительное. Он страдает лейкемией, ревматизмом и почечными коликами. Необходимая для лечения трансплантация костного мозга противопоказана по возрасту. Демьянюк передвигается с помощью инвалидной коляски, но может и самостоятельно ходить.
С работниками тюрьмы общается на английском. По словам спикера минюста, заключенный ведет себя прилично и вежливо. Он производит вполне нормальное впечатление, без каких-либо отклонений.
Пока что Демьянюк не высказался в отношении содержащегося в приказе на арест обвинения в причастности к убийствам 29 тысяч заключенных концлагеря Собибор, совершенным в 1943 году. Адвокат Демьянюка рассказал "РГ", что его подзащитный в соответствии с процессуальным уголовным правом не обязан давать показания или объяснения в отношении обвинений, перечисленных в 21-страничном ордере на арест. Как уверяет адвокат, в нем излагаются общие исторические сведения о преследовании евреев во время Второй мировой войны. Само же обвинение занимает лишь три страницы.
Гюнтер Мауль объяснил "РГ", что обвинение, по всей видимости, через несколько недель будет представлено суду, который должен определить, сколь доказательным оно является. Раньше июля это точно не произойдет. А поскольку август считается в Баварии традиционным месяцем отпусков, то процесс может начаться в лучшем случае в конце сентября.
Суд предстоит трудный. Ведь свидетель обвинения 82-летний Томас Блатт, единственный оставшийся в живых заключенный концлагеря Собибор, не признал в Демьянюке своего мучителя. По рассказу адвоката, он помнит о пытках и издевательствах надзирателей, но не запомнил ни одного из них в лицо.
А свидетельства ныне покойного бывшего солдата Красной армии украинца Игната Данильченко, который служил в Собиборе вместе с Демьянюком и дал показания против него в 1949 и 1979 годах, по словам адвоката, нельзя рассматривать всерьез. Ведь он был заинтересован в физической ликвидации всех знавших его в лицо дезертиров, чтобы избежать депортации в Советский Союз.
Словом, пока вопросов больше, чем ответов. Срок начала суда пока не ясен, стабильность состояния здоровья Демьянюка непредсказуема. И неизвестно, позволят ли результаты очередного медосмотра задержанного подвергнуть его длительному процессу.
Шарлотта Кноблох, президент Центрального совета евреев в Германии:
- Сейчас необходимо принять все возможные юридические меры, чтобы Демьянюк предстал перед судом. Надо спешить, пока он жив. И в данном случае речь идет не о мести, а об ответственности за преступления, которые мюнхенская прокуратура вменяет в вину Демьянюку. Для переживших холокост евреев невероятно трудно смириться с тем, что нацистские преступники, которые не щадили своих жертв, взывают к милосердию. Все они должны знать, что для них не может быть помилования вне зависимости от их возраста.