В июне в России будет объявлен конкурс для вузов на титул "Национального исследовательского университета". Сегодня такой высокий статус имеют лишь МИСиС и МИФИ.
Решено, что стране необходима сеть из 10-15 вузов, которые смогли бы вести исследовательскую работу на самом высоком уровне. Предполагается, что на пятилетние программы развития университетов бюджет может потратить до 30 миллиардов рублей (по 6 миллиардов в год). Эти средства планируется разделить между вузами-победителями, которые станут известны уже в июле.
О конкурсе, а также предполагаемом увеличении сроков обучения в аспирантуре для технических специальностей корреспондент "РГ" беседует с ректором МГТУ им. Баумана Игорем Федоровым.
Игорь Федоров: В любой стране обычно выделяются ведущие вузы, которые пользуются приоритетной поддержкой государства. Такая схема была и в Советском Союзе, когда было выделено 32 вуза. Сейчас эта идея возрождена, и основные критерии по сути прежние: хорошее обучение и значимые для экономики научные исследования. Наши выпускники пользуются наибольшим спросом на рынке труда, а по объему научных работ мы находимся в числе ведущих российских вузов.
Российская газета: Шесть миллиардов в год на 10-15 вузов - этого достаточно, на ваш взгляд?
Федоров: Конечно, эти деньги не помешают. Но все-таки очень важен и статус университетов. Это имидж, марка, это международные контакты.
РГ: А не получится, что в стремлении поддержать лучшие вузы, мы "обделим" другие, которые тоже могли бы развиваться?
Федоров: Система такая: не у кого-то отбирают средства и передают ведущим вузам, а дополнительно вкладывают в эти учебные заведения. Каждый может бороться за то, чтобы быть включенным в перечень лучших. Кстати, статус исследовательского будут присваивать не навсегда, а на 10 лет. Так что он может быть утерян, если вуз плохо работает.
РГ: Вы заканчиваете оформлять заявку на конкурс. На что делаете упор в своей инновационной программе развития?
Федоров: Прежде всего на научные исследования. Наши знаменитые выпускники - Туполев, Шухов, Королев - были новаторами, многое разрабатывалось впервые в мире. Мы прежде всего хотим обратить внимание на науку в университете, тем более что это самым непосредственным образом связано с качеством образования. Недаром девиз нашего университета - "Обучение на основе науки".
РГ: Правительство собирается увеличить сроки обучения в аспирантуре для технических специальностей: для дневного отделения с 3 до 4 лет, для заочников - с 4 до 5. Уже подготовлен соответствующий законопроект. Одним из инициаторов такого документа были вы. Почему?
Федоров: Потому что нас, "технарей", это особенно волнует. Дело в том, что по техническим специальностям сегодня в срок кандидатские диссертации защищают лишь 20-30 процентов аспирантов. В то время как гуманитарии защищаются, как пирожки пекут. А мы оказываемся чуть ли не худшими по проценту выпуска аспирантов. Мне это надоело.
РГ: А почему так медленно идет работа над диссертациями у "технарей"?
Федоров: Понимаю, к чему вы клоните. Что, мол, ленивые аспиранты, в срок не сдают работы, а если сдают, то низкого качества и отправляются на доработку... Дело не в этом, конечно. По своей работе в Высшей аттестационной комиссии я вижу: к качеству диссертаций по технике и технологии практически нет претензий. В чем основные причины задержек?
В технической области трудоемкость работ существенно выше. Ведь непременная составляющая кандидатской диссертации - эксперимент. Эксперименты обычно довольно сложные. На все нужно время. А его катастрофически не хватает.
Причем в последнее время ситуация еще ухудшилась, так как у предприятий, где, по идее, должны проходить эксперименты и внедрение, стало меньше возможностей отвлекать средства от текущих потребностей предприятия для обеспечения экспериментов наших аспирантов.