Минпромторг разработал новую стратегию развития легпрома

Первого июня президиум Правительства РФ рассмотрит проект стратегии развития легкой промышленности. Легкая промышленность России всегда была одной из самых нелегких, как правило, развиваясь "по остаточному принципу". В 90-е годы отрасль и вовсе осталась без внимания федеральных властей. И вот - новый поворот. В минпромторге подготовлена стратегия, ставящая целью вывод отечественного легпрома на достойные для народа и государства рубежи. Об особенностях такого "прорыва" "РБГ" беседует с начальником отдела организации легкой промышленности Минпромторга России Сергеем Шумилиным.

- Какова цель стратегии?

- Сейчас отечественная легкая промышленность обеспечивает лишь четверть платежеспособного спроса населения. Мобилизационные потребности страны по различным позициям удовлетворяются на 17-36 процентов, хотя законом о безопасности государства в объеме продукции стратегического назначения доля отечественного производства должна быть не менее 51 процента. Все это требует новых подходов не только на краткосрочную, но и на долгосрочную перспективу.

Примечательно, что потребление товаров легкой промышленности в мире увеличивается более высокими темпами, чем прирост населения Земли.

- В мире - не значит в России?

- К сожалению, пока это так. В нашей стране рост потребительского рынка и удовлетворение потребностей населения в модных товарах обеспечиваются в основном за счет импорта.

В настоящее время ситуация меняется, и можно предполагать, что легкая промышленность будет-таки включена в число приоритетных отраслей российской экономики, как это сделано ведущими мировыми державами. Основанием для оптимизма служит и решение президиума Госсовета Российской Федерации, и ряд поручений президента России.

В соответствии с этими документами решение наиболее острых проблем отрасли будет происходить при непосредственном участии государства на основе реализации мер по защите российского производителя, борьбе с контрафактной и контрабандной продукцией, использованию субсидий, лизинговых схем, инвестиционных фондов, развитию частно-государственного партнерства. Актуальность подобного подхода особенно велика в условиях глобального финансового кризиса.

Главная цель предлагаемой стратегии - отвоевывание отечественного рынка, увеличение на нем доли российских товаров в два с лишним раза. Это не означает какую-либо дискриминацию для официального импорта. Мы выступаем за здоровую конкуренцию.

Гражданин должен иметь возможность приобретать товары и российского, и китайского, и итальянского, и французского, и любого другого производителя, легально оперирующего на нашем рынке. Покупатель всегда прав, и критерием служат его вкус и платежеспособность. Иное дело - контрабандная и контрафактная продукция, увы, заполонившая полки магазинов и вещевых рынков. Здесь должны действовать предельно строгие заградительные меры.

- Судя по нашим гардеробам, предстоит титаническая работа, чтобы изменить происхождение их содержимого. Как это выражается в цифрах?

- Стратегия определяет необходимый рост производства к уровню 2008 года в 3,8 раза. Инвестиции для эффективного развития текстильного, швейного и мехового производства составят 121 миллиард рублей. Для кожевенно-обувного - 21,9 миллиарда. Объем инвестиций на техническое перевооружение и модернизацию по инновационному сценарию приблизится к 143 миллиардам, на выполнение НИОКР - 1,75 миллиарда рублей, на реализацию особо важных проектов - 1,58 миллиарда рублей.

- Откуда возьмутся такие деньжищи?

- Венчурные и инновационный фонды, гранты, собственные средства предприятий, субсидии и бюджетное финансирование НИОКР, мега- и других инновационных проектов, а также вложения отечественных и зарубежных инвесторов, коммерческих банков и страховых компаний. Ведь стратегия охватывает все виды деятельности легкой промышленности - от глубокой переработки сырья до производства готовых товаров и их продвижения на рынки сбыта.

- Чем привлекательна легкая промышленность для частного капитала?

- Быстрой отдачей вложенных средств. Это позволяет высокоэффективно использовать заемные и субсидированные средства.

Товарооборот в легкой промышленности, несмотря на фактическое отсутствие оптовой торговли, происходит от двух до четырех раз в год. В результате обеспечивается прирост объема производства на каждые дополнительные 100 миллионов рублей оборотных средств в размере 350-500 миллионов рублей в год.

Что касается экспорта российских товаров, то стратегия предусматривает его рост в 4,2 раза - примерно до 3,5 миллиарда долларов США. К этому времени не менее 80 процентов товаров легпрома должны носить инновационный характер и иметь патентную защиту.

Справка. Балансовая стоимость основных производственных фондов (ОПФ) легкой промышленности на конец 2008 года составила 26,6 миллиарда рублей - 0,8 процента стоимости ОПФ всех обрабатывающих отраслей. Среднесписочная численность промышленно-производственного персонала - около 463 тысяч человек (5,5 процента занятых в обрабатывающих отраслях). Три четверти работающих - женщины. Семьдесят процентов предприятий являются градообразующими.

По данным минпромторга, в ассортиментной структуре легкой промышленности три четверти продукции вырабатывают текстильная, швейная и меховая подотрасли. Доля текстиля составляет 45, швейных и меховых изделий - 30 процентов. На кожевенно-обувное производство приходится около 25 процентов.