Новости

19.05.2009 04:00
Рубрика: Власть

Срочные сделки обложат по-новому

Предложен налоговый механизм для фондового рынка

На этой неделе Госдума планирует рассмотреть в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Как рассказал "РБГ" руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) Владимир Миловидов: "Законопроект прошел все согласования, и я думаю, что в весеннюю сессию он должен быть принят". Кроме того, по словам главы ФСФР, "срочные сделки становятся существенными. Сегодня они уже занимают 25-30 процентов от объема свопового рынка".

В условиях развивающегося финансового и экономического кризиса меры, предлагаемые данным законопроектом, позволят существенно облегчить состояние различных отраслей экономики, создавая дополнительные возможности для привлечения капитала, компенсации возможных убытков налогоплательщиков. Так, в частности, предусматривается возможность совершения операций с расчетными срочными финансовыми инструментами, а также с поставочными срочными финансовыми инструментами без взимания налога на добавленную стоимость до момента поставки. В проекте закона также уточняется порядок определения налоговой базы при реализации базисных активов финансовых инструментов срочных сделок.

Рыночную стоимость внебиржевых финансовых инструментов предлагается определять исходя из предельных отклонений цены сделки от расчетной цены. Кроме того, поправками устанавливается одинаковый режим налогообложения для биржевых и внебиржевых финансовых инструментов, а также обеспечивается возможность отнесения на финансовый результат убытков от таких сделок вне зависимости от того, совершены операции в целях хеджирования или нет.

"РБГ" попросила эксперта ФСФР Татьяну Медведеву прокомментировать законопроект о срочных сделках.

- Законопроект призван устранить неопределенности налогообложения, которые создают серьезные правовые и налоговые риски для инвесторов.

Сегодня, исходя из 21-й главы НК, не ясно, как трактовать вариационную маржу или поставочную премию, как предоплату по контракту или нет, и, следовательно, не ясно, включать ли соответствующие платежи в налоговою базу по НДС. Законопроект решает эту коллизию и одновременно устанавливает прозрачный режим налогообложения.

Согласно предложенным изменениям операции с расчетными контрактами не облагаются НДС, операции с поставочными - облагаются, при этом определен разный режим для биржевых и внебиржевых. Внебиржевые финансовые инструменты срочных сделок расчетные - не облагаются, поставочные - облагаются по правилам для обыкновенных сделок.

Биржевые финансовые инструменты срочных сделок, расчетные контракты - не облагаются , поставочные контракты - для всех биржевых контрактов с базовым активом, операции с которым облагаются НДС (кроме опционов), - берется цена, определяемая в соответствии с условиями спецификации.

Для опционов с базовым активом, операции с которым облагаются НДС, берется цена, определяемая в соответствии с условиями спецификации с поправкой на рыночную цену на дату экспирации. Определение налоговой базы осуществляется на дату реализации базисного актива.

В настоящее время нет критериев, в соответствии с которыми простая к/п отличается от форвардной сделки, сейчас появляется этот критерий - если поставка базисного актива будет осуществлена позже 3 дней с даты заключения контракта - это форвард.

Если поставочный контракт, например форвард, был прекращен зачетом встречного требования, это не делает контракт расчетным, что в ряде случаев принципиально. Например, в соответствии с абзацем вторым пункта 5 статьи 304 НК банки вправе относить на уменьшение налоговой базы убытки по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимся на организованном рынке, базисным активом которых выступает иностранная валюта, а исполнение производится путем поставки базисного актива. То есть переквалификация контракта могла бы повлиять на возможность уменьшения налоговой базы банка.

Кроме того, законопроект устраняет обязанность налогоплательщика переоценивать контракты, которые предоставляют право на заключение договора, которое может быть как реализовано, так и нет.

Основная задача законопроекта - создание нейтрального режима для клиринговых организаций. Сейчас это "серая" зона, которая создает риски для самих клиринговых организаций. Наша задача - создать понятный налоговый режим для такой деятельности, исключив двоякость толкования налогового законодательства и связанные с этим риски.

В России одной из причин неразвитости рынка деривативов является сложный режим налогообложения налогом на прибыль по внебиржевым ФИСС, большинство контрактов свершается в других юрисдикциях. Основной проблемой является оценка деривативов, осуществляемая по аналогии с другими инструментами. При этом принцип аналогии практически невозможно реализовать на практике, не создавая для компании рисков неправильной оценки дериватива. Законопроектом предложен подход, который позволит налогоплательщикам использовать понятную методику оценки внебиржевых ФИСС.

Власть Работа власти Госуправление Экономика Финансы Налоги Власть Право Финансовое право Бизнес - Главное Налоговое законодательство