Дмитрий Назипов: Принятие закона об информационных системах банков надо отложить

Этот год для российских банков выдался непростым, а тут подоспела еще одна проблема: до конца года информационные системы банков и других отечественных организаций, содержащие персональные данные, должны быть приведены в соответствие с требованиями Федерального закона N 152-ФЗ "О персональных данных".

Поставлена задача провести мероприятия по защите персональных данных от несанкционированного доступа и иных неправомерных действий. Дело-то хорошее, но требование сделать это так и тогда, как настаивает закон и трактуют подзаконные акты, почти невыполнимо. Трудно точно оценить суммарные затраты на доработку банковских информационных систем, но сумма эта огромна и превосходит ежегодные бюджеты на развитие технологий для большинства банков. В условиях кризиса и необходимости резкого сокращения затрат выделение таких ресурсов представляется задачей нерешаемой.

Проблема эта затрагивает не только банки и, например, страховые и сотовые компании, но и бюджетные организации и госучреждения: школы, поликлиники, ДЭЗы... Если касательно коммерческих предприятий можно сказать - "найдите деньги из прибыли, да проведите мероприятия", то у бюджетников такие затраты не запланированы, нет и не будет до 1 января у них на это денег.

Да и с хозяйствующими субъектами не все так хорошо. "Нагнуть" их, конечно, можно, опыт у государства накоплен богатейший, но - кризис, и может статься, что они потратят на эту "красоту" последнее.

Вообще, в отношении закона идет бурная дискуссия, а сам закон имеет ряд проблемных моментов, как водится, грешит расплывчатостью формулировок, что делает простую вроде бы задачу - "приведение в соответствие" - трудновыполнимой, даже если бы деньги и были.

Словом, закон и подзаконные акты надо дорабатывать, а вступление его в действие отложить минимум на пару лет. Иначе мы получим колоссальный откат назад. Только стали внедряться системы платежей через Интернет, терминалы и мобильные телефоны (можно расплатиться за коммунальные услуги, заплатить штраф в ГАИ и пр.), только граждане привыкли покупать билеты с помощью сайта, а авиакомпании внедрили электронные билеты - как пиши пропало, закрывайте ларек. Не в первый раз, к сожалению, законодательство, ставя перед бизнесом понятные и разумные цели, убивает идею какой-то мелочью, как в данном случае - нереальными сроками и шероховатостями закона и подзаконных актов.