В связи с многочисленными жалобами страховых организаций, работающих на рынке сельскохозяйственного страхования, Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) разработала и внесла в правительство России предложения по внесению изменений в Правила предоставления в 2009-2011 гг. субсидий на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений.
В частности, антимонопольное ведомство предлагает исключить из пункта 5 Правил подпункты "а" - "в", устанавливающие дополнительные требования к страховым компаниям, а также внести изменения в пункт 6 Правил в части введения с 2010 года обязанности перестрахования рисков.
Предложение ФАС комментирует заместитель генерального директора ОСАО "Ингосстрах" Николай Галушин:
- Страхование с господдержкой в нынешнем виде существует с 2004 года. На протяжении этих лет были урожайные годы, были годы с катастрофическими последствиями для земледелия. И никогда страховщики, которые выступают с "многочисленными жалобами", не имели перестрахования. А потому что всегда была уверенность, что выплаты не могут превысить величину оплаченной страховой премии. Специфика агрострахования заключается в том, что страховая сумма по одному договору страхования (полю) весьма незначительная: практически любой страховщик - крупный или мелкий - может, как правило, без ущерба для своего баланса брать эти суммы на собственное удержание, т.е. без перестрахования. Но любой убыток - засуха, наводнение, мороз и т.д. - по своим последствиям могут привести к тому, что у одного страховщика пострадает 100 - 200 - 500 застрахованных в одном регионе хозяйств, а величина убытка будет измеряться не сотнями тысяч рублей, а сотнями миллионов или миллиардами рублей. А с таким убытком собственными средствами ни один даже крупный страховщик не справится. В итоге - невозмещенный убыток и исчезновение (уход с рынка) страховщика. В чьих интересах действует такая модель?..
Формально требования ПП N 1091 не ограничивают возможности любого страховщика по осуществлению операций по страхованию урожаев с господдер жкой. Появляется только дополнительное требование по обеспечению платежеспособности небольшой страховой компании при наступлении катастрофических убытков - через доступный, понятный и проверенный рыночный механизм - через перестрахование.
Снятие условий, установленных в пункте 5 ПП N 1091, никаким образом ни на чем не отразится, т.к. и сейчас по факту не меняет расстановку сил.
А вот формальный подход - перестрахуйте риски там, где сочтете нужным - приведет к круговой поруке: страховщики "Агропромстраха" начнут перестраховывать свои риски у себя же в ассоциации. А что в итоге - в "Агропромстрахе" страховщики с доминирующим объемом сборов по страхованию урожаев в портфеле, компании небольшие, портфель подвержен катастрофическим убыткам, любое крупное событие, аналогичное засухе 2007 года в ЮФО, при нормальном, полноценном возмещении убытков в размере понесенных расходов приведет к гибели сразу всех членов ассоциации, поскольку риск не будет вынесен за пределы одной системы.
Но компании "Агропромстраха" именно этого и добиваются - добиваются возможности внутреннего перестрахования, т.е. формального выполнения требований ФАС, - потому что не хотят ничего менять, не хотят, чтобы рынок агрострахования стал рынком страхования, а не рынком перераспределения государственных средств!
Создание Сельскохозяйственной перестраховочной емкости (СПЕ) решает задачу формирования подушки безопасности системы всего агрострахования в РФ, поскольку риски распределяются среди более крупных страховщиков (которые, кстати, и без требования ФАС свои риски по страхованию урожаев с господдержкой также перестраховывают в СПЕ, у которых вес агрорисков, как опасного и подверженного непрогнозируемым катастрофическим убыткам вида страхования, меньше. А значит, и удар от катастрофических убытков не так будет велик.