Вчера в Москве открылась Всероссийская конференция "Донорство органов - ключевая проблема трансплантологии".
В пересадке органов нуждаются десятки тысяч людей. И у нас достаточно специалистов, чтобы такие операции - операции жизни - проводить. Но они не стали до сих пор на поток по той простой причине, что нет донорских органов. Пребывание в "листе ожидания" растягивается на годы. И не всем удается дожить до спасительной трансплантации. Можно ли изменить ситуацию? Об этом корреспондент "РГ" беседует с директором Федерального научного центра трансплантологии и искусственных органов имени В. И. Шумакова, членом-корреспондентом РАМН Сергеем Готье.
Российская газета: Конечно, далеко не все донорские органы годятся для пересадки. Но всем известна статистика гибели молодых, здоровых людей на дорогах. Почему их органы нельзя использовать? Наивный вопрос?
Сергей Готье: Не вижу в нем ничего наивного. Более того, во многих цивилизованных странах на законных основаниях эти органы используются для пересадки. Я имею в виду страны, в которых общественное сознание по-настоящему гуманно, где следуют принципу "не забирайте свои органы на небо, они нужны нам здесь". Мы пока только подходим к такому пониманию проблемы. И это очень непросто. Сплошь и рядом случаи, когда родственники умершего протестуют против изъятия у него органов для пересадки. Такое отношение тормозит работу трансплантологов. Скажу более: отношение родственников кардинально меняется, если в пересадке нуждается близкий им человек.
РГ: Может, выход в платном донорстве? Тем более что бесконечно муссируются темы подпольного изъятия органов за деньги, бизнеса, когда людей специально готовят, скажем, к изъятию почки...
Готье: Платное? Кто кому будет платить? Это абсурд! Точно так же, как и все страшилки о том, что кого-то поймали на улице, где-то кто-то подпольно удалил почку и так далее. В нашей стране торговля органами запрещена законом. Мировая общественность выступает категорически против такой торговли.
РГ: А если человек готов отдать свою почку для спасения жизни близкого ему человека? Такое допустимо?
Готье: Тут вы имеете в виду орган от живого донора. Обязательно от родственника. Иначе он для пересадки не подходит. Родственное донорство всегда добровольно и безвозмездно.
РГ: Вы пригласили на конференцию не только специалистов, но и спасенных в результате пересадки людей, их родственников...
Готье: Мы сделали это сознательно. Надо, чтобы вокруг нашей специальности было меньше мифов и домыслов, чтобы результаты нашей работы были известны как можно большему кругу людей. Вчера мы заложили Аллею Памяти не только ради красоты пейзажа. Те, кто ждет пересадки, сперва попадают в "лист ожидания". Это, по сути, лист надежды. Надежда невольно ассоциируется у людей с весной, с цветением. Вот и наши деревья будут распускаться каждую весну - нельзя без надежды...