Президент России Дмитрий Медведев подписал Указ "О Комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России". Как раз тот случай, когда говорят: "Наболело".
В первый рабочий день после 9 Мая открыли Интернет и обомлели: подрастающее поколение обсуждало в "Живом журнале" итоги Второй мировой войны. В таких словах и формулировках, что приходится признать: среди потомков солдат Победы немало тех, кто искренне уверен, что Великую Отечественную мы проиграли. Что освобожденная от фашистов Восточная Европа была оккупирована Красной армией. А ветераны 20-й эстонской дивизии СС в Эстонии - славные борцы со сталинским режимом. Еще шокировал отстраненный тон, в котором велась дискуссия в блогах: так говорят о персонажах кино, но не о собственных погибших в 20 лет прадедушках. О большем моральном ущербе интересам России говорить трудно.
Тему фальсификации истории президент поднимал неоднократно. В записи в своем видеоблоге от 8 мая отметил, что попытки фальсификации "становятся все более жесткими, злыми, агрессивными". О том, как им можно противостоять и где находятся болевые точки российской истории, - разговор с директором Института всеобщей истории Российской академии наук Александром Чубарьяном.
Российская газета: Александр Оганович - вы член новой комиссии. Что предполагается сделать, чтобы противостоять умышленной лжи или неофитскому нежеланию знать историю?
Александр Чубарьян: Комиссия будет анализировать информацию из СМИ и исторической литературы, где есть попытки умаления международного престижа России. В ее задачах и разработка путей донесения правды, реальных исторических фактов, а также противодействие интерпретации этих фактов в политизированном духе. Комиссия должна будет подготовить предложения для президента РФ и координировать действия разных органов государственной власти в этом направлении. Актуальность такой деятельности состоит в том, что в мире появилось множество вольных интерпретаций политических событий, касающихся истории нашей страны, которые в итоге ведут к искажению образа России.
РГ: Какие периоды нашей истории чаще всего подвергались пристрастному пересмотру?
Чубарьян: Конечно, война. Это очень болезненная точка истории для нас. Особенно в преддверии 65-летнего юбилея Победы. А также предвоенный период 1939-1941 годов. И итоги Второй мировой. Наиболее жесткие оценки среди зарубежных историков получили вопросы ялтинской системы. Наши коллеги в странах Восточной Европы обвиняют СССР в том, что после Ялтинской конференции он получил контроль над этими странами.
РГ: Фальсификация прошлого всегда связана с политикой настоящего?
Чубарьян: В исторической науке есть целое направление, которое называется "Образы другого" и занимается изучением того, как складывается представление одного народа о другом. Так вот если говорить о стереотипах, касающихся России, то опасность состоит в том, что исторические факты оцениваются с точки зрения сегодняшнего дня или попросту переносятся в сегодняшний день. И тогда они начинают влиять не только на образ страны, но и на конкретную политику в ее отношении. Комиссия и будет думать над тем, чтобы этому противодействовать. Как профессионал-историк, считаю, что нужно создавать исторические труды, объективно, не в черно-белых тонах, освещающие ход событий. Мы не против дискуссий. К примеру, недавно в Таллине прошел российско-эстонский "круглый стол" по спорным вопросам нашей совместной истории. Есть у нас совместная комиссия с Литвой. Сотрудничаем и с Латвийским университетом. Но главное, наши споры - повод для научных столкновений, но не для политических спекуляций в отношении современной России.