Ни горы, ни знаменитый швейцарский сыр, ни не менее знаменитое швейцарское озеро не смогли предотвратить громкий дипломатический скандал, который разразился в Женеве.
Россия вслед за Южной Осетией и Абхазией приостановила участие в двухдневной конференции по безопасности в Закавказье. В итоге грузинская делегация осталась за столом в гордом одиночестве. А пока ее представители решали, "не поздно ли пить боржоми", и консультировались с Тбилиси, что им делать в такой ситуации, на другом конце земного шара, в Америке, на заседании Совета Безопасности ООН российские дипломаты отмечали свою, хотя и небольшую, но весьма значимую победу. Она имела непосредственное отношение к женевским переговорам и продемонстрировала те серьезные, качественные изменения, которые происходят в Европе при оценке ситуации в Закавказье.
Пока рано говорить, что на заседании Совбеза произошла революция в умах. Однако в том, что в здании Организации Объединенных Наций случилось как минимум небольшое политическое землетрясение, сомневаться не приходится. Три дня потребовалось генеральному секретарю ООН Пан Ги Муну для внесения корректив в доклад по ситуации в Закавказье. Три дня консультаций, в ходе которых глава организации искал компромисс между американской и российской позицией.
Итогом этих весьма непростых закулисных переговоров стал документ, где в отличие от предыдущих аналогичных заявлений не содержалось формальных упоминаний о принадлежности Абхазии к Грузии.
Бумага получила на этот раз максимально нейтральное название: "Доклад генерального секретаря ООН, представленный в соответствии с резолюциями Совета Безопасности 1808, 1839 и 1866".
И это тот случай, когда от перемены мест слагаемых сумма - итоговый смысл документа - принципиально меняется. Вашингтон до последнего настаивал на упоминании территориальной принадлежности Абхазии в качестве составной части Грузии, в то время как Россия предлагала более обтекаемые формулировки.
Настойчивость, с которой Белый дом пытался продавить свой проект доклада, аукнулась на переговорах в Женеве. Делегация Абхазии, возмущенная тем, что американская сторона вновь заняла в ООН исключительно прогрузинскую позицию, покинула швейцарскую конференцию. Аналогичное решение приняли Южная Осетия и Россия. И хотя в Вашингтоне эти шаги назвали "скоординированным стремлением сорвать встречу", соответствующие выводы в госдепартаменте сделали.
В этой кризисной ситуации Белый дом не стал доводить ситуацию до дипломатического ступора. Тем более что в последнее время на заседаниях Совета Безопасности наметилась очевидная тенденция к поиску компромисса даже по самым спорным вопросам между Россией и США. И в Белом доме не стали разрушать этот пока весьма хрупкий баланс интересов из-за грузинских амбиций.
После того как вчера абхазская сторона получила текст доклада Пан Ги Муна, стало известно, что представители Абхазии все же примут участие в женевских консультациях. Во вторник за стол переговоров вернулись Южная Осетия и Россия. В свою очередь, глава внешнеполитического ведомства Абхазии Сергей Шамба подтвердил: представленный на Совет Безопасности ооновский документ содержит ряд компромиссных формулировок, которые устраивают его страну.
Это не просто, как может показаться, сугубо процедурные вопросы. Позиция новых государств Абхазии и Южной Осетии была услышана. И теперь, по мнению спецпредставителя генсека ООН по Грузии Йохана Вербеке, появилась возможность для "дискуссии по существу".
Российская сторона добивается, чтобы "международное сообщество послало Тбилиси четкий сигнал о недопустимости силовых сценариев в регионе". Однако грузинские власти по-прежнему отказываются от любых соглашений, которые закрепили бы исключительно политические методы урегулирования ситуации в Закавказье".
Ответ Москвы на подобное "упрямство" не заставил себя ждать: в соглашениях, которые в ближайшее время Россия заключит с Абхазией и Южной Осетией, предусмотрено размещение на российских военных базах, расположенных на территории этих стран, самого современного вооружения. Возможно, тогда на женевских переговорах грузинские дипломаты окажутся в большей степени настроенными на диалог со своими бывшими республиками.