По предварительным оценкам, в этом году падение промышленного производства в России составит от 4,5 до 6 процентов. И хотя металлургическая отрасль тяжелее других переживает кризис, это не помешает реализации крупнейших инвестиционных проектов. Об этом сообщил министр промышленности и торговли Виктор Христенко.
Вчера он вместе с Гюнтером Ферхойгеном, зампредседателя Комиссии ЕС, ответственным за предпринимательство и промышленность, посетил Магнитогорский металлургический комбинат.
В преддверии очередного саммита Россия - ЕС, который состоится завтра в Хабаровске, делегация Евросоюза и российского министерства промышленности и торговли уже побывала в центре по разработке лекарств в Химках и на Калужском автомобильном заводе, где собирают "фольксвагены".
Говоря в целом об антикризисной поддержке отрасли, Христенко заметил, что минпромторг разработал комплекс мер по поддержке инвестиционных программ крупнейших промышленных комбинатов - "Мечела" и Челябинского трубопрокатного завода. Решено полностью обнулить пошлины на большинство товарных позиций, которые ввозятся в страну в рамках инвестиционных проектов. Пусковые объекты важнейших инвестиционных проектов не должны останавливаться", - пояснил министр.
Как заметил Гюнтер Ферхойген, основной предмет интереса европейской делегации - получить ответ на вопрос, насколько конкурентоспособной будет российская черная металлургия в ближайшее время. При этом представитель ЕС не стал скрывать, что производство стали в Европе рассматривается сегодня как стратегическая необходимость и только рынок рассудит, чья продукция будет предпочтительнее. Поэтому для участников этого глобального мирового рынка очевидно, что продукция должна иметь максимум добавленной стоимости и отвечать самым высокотехнологичным запросам. Судя по тому, с каким интересом европейская делегация осматривала действующие мощности и слушала о ближайших перспективах комбината, увиденным еврогости остались довольны. "Я увидел, что Россия сможет ответить требованиям европейских потребителей", - заключил Ферхойген.
Посмотреть и оценить действительно есть что. Все готово к пуску нового стана по производству уникального толстого листа для трубопроводной промышленности. Только восемь мировых производителей, в основном Германия, Франция, Япония, способны пока давать эту востребованную продукцию. Россия, кстати, ее до сих пор закупала на миллион тонн в год.
Этот крупнейший инвестиционный проект Магнитка реализовала в тесной кооперации с европейскими партнерами - банками, страховыми компаниями, поставщиками оборудования и технологий. Как признали обе стороны, он стал "превосходным примером промышленного и технологического сотрудничества между ЕС и Россией".
Виктор Христенко уточнил, что этот проект, а также еще один - по строительству стана холодной прокатки и производства листа для автомобильной промышленности, который вступит в строй в 2011-2012 годах, позволит говорить о России как о стране с "хайтековской черной металлургией".
Отвечая на вопрос "РГ" о том, какие рынки сбыта собираются осваивать наши металлурги, глава комбината Виктор Рашников сказал, что приоритетом номер один для производителей металла в ближайшее время будет внутренний спрос. Речь, в частности, идет о поставках высококачественной - легкой, прочной и долговечной - стали для российского автопрома. Виктор Христенко, кстати, уточнил, что такую сталь особо запрашивают сегодня иностранные автопроизводители, работающие в России. К примеру, Фольксваген. "Однако пока такого листа, который удовлетворял бы эту компанию, в России не производится. И металлурги должны понять: производство стали такого качества - основа их спроса", - подчеркнул российский министр.
Что касается уже существующих квот на поставку металла в страны ЕС, то, по словам Виктора Христенко, за закрытыми дверями с представителями Евросоюза достигнута договоренность, что "пересматриваться эти квоты не будут".