Российские и белорусские эксперты считают меры безопасности авиапассажиров на Западе чрезмерными

Как обеспечить безопасность путешественников, самолетов, аэропортов? После совершенных в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года терактов эта проблема актуальна во всем мире. В Европе и США ее решают, усиливая контроль за пассажирами и грузами. Там в порядке вещей, когда перед посадкой в самолет у пассажира могут потребовать снять едва ли не всю одежду, сверяют отпечатки пальцев. Белорусские и российские специалисты, не осуждая такие строгости, рассматривают, однако, такие подходы как крайнюю меру. По их мнению, безопасность человека должна быть стопроцентно соблюдена, но так, чтобы он не ощущал морального дискомфорта. Каким образом этого добиться? Об этом шла речь на межгосударственной научно-практической конференции по обеспечению авиационной безопасности, организованной под эгидой транспортных и правоохранительных органов Беларуси и России, Постоянного Комитета Союзного государства.

- Наши страны также пострадали от воздушных террористов, потеряв три самолета, более ста пассажиров и авиационных специалистов, - заявил на конференции заместитель министра транспорта и коммуникаций Беларуси Иван Щербо. - Эти факты лишь подчеркивают, насколько важно сотрудничество в столь деликатной сфере, как предотвращение преступных посягательств на воздушные суда и граждан, просто опасного поведения психически неуравновешенных лиц. Самолеты летают сегодня во все регионы мира, в том числе с нестабильной обстановкой, террористы считают их легкоуязвимыми мишенями. Чтобы предотвратить трагедию, нужно совместно работать на упреждение, широко применять новейшую технику, предназначенную для обеспечения безопасности.

Эту задачу ставит перед собой и Союзное государство. Беларусь и Россия подписали соответствующие договоренности. Реализуется совместная программа, направленная на борьбу с преступностью. Об этом напомнил в приветствии участникам конференции Госсекретарь Павел Бородин, подчеркнувший, что объединение усилий правоохранительных органов является важным направлением построения Союзного государства особенно сейчас, когда мировой кризис делает авиатранспорт привлекательной целью для преступников.

По понятным причинам методы работы специальных служб держатся в секрете. Однако с новейшими научно-техническими разработками, позволяющими выявить предметы и вещества, опасные для перевозки на воздушных судах, можно было ознакомиться на выставке, организованной параллельно с конференцией в Национальном аэропорту Минск. На первый план выходят технические комплексы, позволяющие без малейшего вреда здоровью пассажиров узнать, проносит ли человек в зону строгого контроля что-то опасное. Такие разработки уже сделаны российскими специалистами и были показаны в Минске. Правда, стоят они недешево, около 250 тысяч долларов. Однако И. Щербо высказался за то, чтобы изыскать средства хотя бы на 1-2 таких комплекса для оснащения главного аэропорта Беларуси. И это лишь фрагмент того, что представляет собой технический барьер на пути террористов. Еще один - дружелюбная к законопослушным гражданам служебная собака, способная, однако, уловить малейший запах взрывчатки или наркотика.

- Такие походы позволяют предотвращать чрезвычайные ситуации, не оказывая морального давления на пассажиров, - пояснил директор департамента транспортной безопасности и социальных программ Министерства транспорта России Геннадий Денисюк. - Вместе с тем нашим странам необходимо продолжить унификацию нормативных актов в этой сфере, совместную подготовку кадров.

Этими и другими подобными вопросами займется созданная в Минске совместная рабочая группа, в которую войдут не только специалисты по авиационной безопасности, но и представители прокуратуры, органов внутренних дел, пограничной и таможенной служб двух стран.