Тайная любовь Муссолини не стала сенсацией на Каннском фестивале

Пальмы у отеля "Карлтон" в снегу. Джим Керри и Колин Ферт, прибывшие в конном экипаже XIX века, блаженно ловят ладонями снежинки, переливается огнями рождественская елка. Это презентация фильма "Диснея" "Рождественская сказка" по Диккенсу. Картину заканчивает режиссер знаменитой трилогии "Назад в будущее" Роберт Земекис.

Итак, грядет еще один крупный проект, снятый в 3D - в трехмерном изображении. Журналистам показали два фрагмента - встречу Скруджа с племянником и его диалог с призраком. Впечатление сильное. Режиссеры понемногу овладевают новой технологией для решения художественных задач, которые прежде только грезились. Если так пойдет дальше, то скоро плоское кино будет казаться столь же архаичным, как немое.

Презентация была подана со всем блеском, на который способна студия Диснея. Пушистый снег летел с чистого неба, сияя на солнце. Дамы и господа в платьях диккенсовской эпохи желали гостям веселого Рождества. Звезды фильма вместе с режиссером Робертом Земекисом позировали в майских сугробах перед телекамерами. Керри в фильме играет четыре роли: скрягу Скруджа и призраков Рождества прошлого, настоящего и того, что еще наступит. На вопрос, как он работал над образами призраков, объяснил: "Я постоянно общаюсь с привидениями!" Участники пресс-конференции уверены, что 3D-технологии открывают перед кино - и развлекательным, и серьезным - новые захватывающие возможности, и за ними будущее. Фильм обещают выпустить в мировой прокат в ноябре.

Между тем конкурс фестиваля прошел свой экватор и близится к финалу. Состоялась премьера фильма итальянца Марко Белоккио "Побеждать", истории тайной любви Муссолини к красавице Иде Дальцер. Будущий дуче ее бросил на седьмом месяце беременности, а когда она сообщила ему о рождении сына Альбино, он даже не ответил. Потом некоторое время поддерживал ее материально, но, став диктатором, приказал ее арестовать и поместить в психушку. Сын Муссолини тоже прожил недолго - всего 26 лет.

История эта тщательно замалчивается официальными биографиями дуче: Ида Дальцер - еврейка. Как рассказывает режиссер, идея обратиться к такому материалу его посетила во время просмотра документального телефильма "Тайна Муссолини": его поразила сила характера Иды Дальцер. Впрочем, Белоккио нашел в себе силы сочувствовать и Муссолини, который "тоже был до конца своих дней заперт в психушке". Он поставил задачей показать Муссолини таким, каким он мог быть в быту, когда сбрасывал придуманную им для толпы клоунскую маску. Получился пламенный борец за социалистические идеи и против церковного дурмана. Правда, жестокий, бездушный и расчетливый.

При всей добротности режиссерской и актерской работы я не могу объяснить появление этой картины в главном конкурсе Каннского фестиваля. Разве только установкой дирекции предъявить в этом году самые громкие фильммейкерские имена. Установкой, которая, чем дальше в лес конкурса, тем более кажется тупиковой.

Наибольшим успехом пока пользуется английский фильм Кена Лоуча "В поисках Эрика". Одну из ролей - самого себя - в нем играет знаменитый футболист из "Манчестер Юнайтед", француз по происхождению Эрик Кантона.

Кена Лоуча можно считать каннским ветераном: он в 9-й раз соревнуется за "Золотую пальмовую ветвь", а в 2006 году ее даже получил - за политическую драму "Ветер, который колышет вереск". Теперь он снова рассчитывает на награды, и не без оснований - фильм принят каннской аудиторией очень тепло: много смеялись по ходу дела и устроили долгую овацию в финале.

Картина нетипична для Лоуча, имя которого связывают с социально ориентированным кино о социальных процессах в Ирландии и Англии. На этот раз он вместе со своим постоянным сценаристом Полом Лаверти придумал смешной и трогательный фильм о печальном почтальоне тоже из Манчестера и тоже по имени Эрик, которому Кантона помогает выйти из депрессии. Для Кантоны фильм Лоуча отнюдь не дебют - оставив футбол, он снялся уже в 12 лентах. Если учесть, что картина касается времен его наивысшей славы на футбольных полях, внимание миллионов болельщиков ей уже обеспечено. К тому же она действительно смешна, умна и человечна, чем выгодно отличается от большинства фильмов этого удивительно кровавого конкурса. В общем, перед нами редкий теперь претендент в кассовые и артхаусные хиты одновременно.

Никак не может утихнуть в Канне эхо скандала, возникшего вокруг порноужастика "Антихрист". Реакция журналистов на фильм и особенно на заявление Ларса фон Триера, что он "величайший режиссер мира", по накалу беспрецедентна. Даже его поклонники заподозрили, что выкованная ими легенда лопнула. "Я его всегда защищал от нападок, - сказал критик лондонской "Дейли мейл" Бэз Бэмигбой, - но теперь у меня такое чувство, будто мою голову сунули в унитаз". В рейтинге журнала Screen International международное жюри из десяти критиков отвело датской ленте второе место снизу (на первом - филиппинский кровавый кошмарик Kinatay, не менее натуралистичный, но менее умелый). Триер занял бы и первое место снизу, и его фильм был бы признан худшим конкурса, если бы не патриотизм датского критика, поставившего родной кинематографии высший балл - "великолепно".

Название фильма в этом смысле, пожалуй, точное: игры входят в опасную зону, киноискусство стало заложником больных по сути критических концепций. И нынешний Канн это продемонстрировал очень наглядно.

Что касается грядущих вердиктов жюри, то здесь возможны варианты. Я могу даже допустить, что его глава Изабель Юппер, храбро игравшая почти столь же садомазохистскую роль в фильме "Пианистка" Михаэля Ханеке и увенчанная за нее призом Каннского фестиваля, может посочувствовать своей коллеге, к тому же соотечественнице, которая в порнушке Триера отважилась пойти еще дальше.

...Второй российский фильм в программе "Особый взгляд" - "Сказка про темноту" Николая Хомерики - будет показан в четверг.