20.05.2009 23:00
Поделиться

Дирижер Евгений Основич рассказал о первых гастролях российско-белорусского оркестра

Молодежный российско-белорусский симфонический оркестр, о котором "СОЮЗ" уже писал, завершил свои первые гастроли в Германии, Беларуси, Москве. Сегодня представляем дирижера белорусской группы оркестра Евгения Основича.

- Как проходят репетиции белорусской части оркестра?

- С ребятами из Беларуси мы занимаемся дома, учим партии. Так происходит три-четыре раза в неделю, если большая учебная загрузка - 2 раза в неделю. Нынешнюю программу мы осваивали полтора месяца.

- Оркестр исполнил произведение современного белорусского композитора Евгения Глебова. Расскажите об этом композиторе.

- С творчеством Е. Глебова связаны лучшие страницы современной музыки Беларуси. Композитор родился на Смоленщине, здесь начался его творческий путь. Самостоятельно освоил игру на гитаре, балалайке, мандолине. А в Могилев он отправился в качестве осмотрщика... вагонов. Может быть, так и остался бы композитором-любителем, если бы ему не посоветовали поступать в консерваторию. Евгений - энциклопедическая личность, написал много яркой музыки, которая известна не только в Беларуси, но и за рубежом. Основное творчество Е. Глебова - симфонические, балетные произведения. Он написал много балетов, пьес для юношества, преподавая в консерватории. Мы исполнили одну из шести его новелл - пьесу "Мушкетеры".

- Все участники оркестра признали первый концерт в Германии в кирхе самым удачным. Овации после концерта длились 15 минут!

- Залы культовых сооружений очень гулкие, хотя это лучше, чем тугой зал, когда звук остается как бы в инструменте, а не летит. Есть такое понятие - "ансамблевое чутье", оно помогает держать баланс групп оркестра.

- Сколько, на ваш взгляд, нужно времени музыкантам для "притирки"?

- У нас до гастролей был концерт в Москве в Центральной музыкальной школе и в Малом театре на День единения народов Беларуси и России. До этого прошла неделя совместных репетиций, ребята сыгрались. Наши молодые музыканты представлены в основном струнными инструментами, они садятся в группы, и им легче адаптироваться.

- Что вы окончили?

- Я окончил Белорусскую государственную академию музыки дважды: по классу скрипки, во второй раз по классу оперно-симфонического дирижирования. Отец - профессор академии по фортепиано, мама - заведующая отделом фортепиано, бабушка была завучем в нашей одиннадцатилетке, дедушка - концертмейстером государственного симфонического оркестра после войны. Он воевал в 78-й мотострелковой дивизии, прошел через Венгрию, Австрию, дошел до Вены, поэтому День Победы связан с дедом: его родители погибли в минском гетто. Дед много рассказывал о войне.

- Как вы стали дирижером?

- Попробуешь один раз - и невозможно отказаться. Мне дал попробовать подирижировать Михаил Козинец, когда он вел - и поныне ведет - оркестр "Молодая Беларусь" - это студенческий оркестр Академии музыки. Михаил Антонович уезжал на выходные, нужно было порепетировать, он и попросил это сделать меня (я был концертмейстером оркестра). Я в первый раз пришел на репетицию со скрипкой, а во второй раз уже скрипку отложил... Когда дирижируешь, ощущения такие же, как когда исполняешь музыку на инструменте, но здесь другая палитра, можно полнее выразиться. Это сравнимо с исследовательской деятельностью, связанной с психологией, коммуникациями, хотя я не забываю и скрипку в домашнем кругу. Мы с отцом сыграли цикл сонат Бетховена для скрипки и фортепиано. Дали три концерта в Камерном зале Минской филармонии.

- Чувствуете отдачу от оркестра?

- Отдача от молодежного оркестра для ребят колоссальная, ведь в итоге для многих игра в оркестре станет основной специальностью, не всем суждено быть солистами. Оркестр нашей школы празднует 20-летний юбилей. Человек, который его создал и руководит им, - заслуженный артист Беларуси Владимир Павлович Перлин - сейчас работает на два фронта: часть ребят участвовала в проекте "Берлин - Москва", другая поехала в Лондон на фестиваль филармоний. Жизнь кипит, но хочется большего взаимодействия.

- С кем?

- С российской стороной на творческом уровне, поскольку организационный уровень оркестра очень высокий.