21.05.2009 03:57
    Поделиться

    Краснодарцам удалось заставить коммунальщиков снизить тарифы

    Как краснодарцам удалось заставить коммунальщиков снизить тарифы

    В три раза меньше теперь будут платить за пользование лифтом жильцы краснодарских многоэтажных домов.

    Так завершилось многомесячное противостояние жителей 15 городских высоток и местных центров техобслуживания лифтов, которые, пользуясь монополией, резко взвинтили тарифы на свои услуги.

    Кнопка с сюрпризом

    - Нас тогда поставили перед фактом: платить за техническое освидетельствование каждого лифта придется в три раза больше, - рассказывает руководитель ТСЖ "Уют" 90-квартирного дома на улице Черкасской Валентин Чембаров. - Соответственно тут же подскочили бы и коммунальные платежи.

    Чембаров до выхода на пенсию почти четверть века проработал главным инженером на крупном военном заводе, поэтому и удивился: а почему именно в три, а не в пять, например? Откуда взялись такие цифры? Сел и составил свои технические расчеты: они на несколько порядков выходили меньше. Обсудили ситуацию с руководителями других 14 городских ТСЖ и попросили помощи у специалистов Краснодарской краевой корпорации жилищного самоуправления и депутатов гордумы.

    - Ларчик тут, как выяснилось, открывался довольно просто, - вспоминает председатель корпорации Анатолий Давыдов. - В Краснодаре действуют три центра лифтового техобслуживания, которые, по идее, должны конкурировать между собой, но в один момент они вдруг дружно подняли цены.

    Власти краевого центра после обращения общественников предложили поработать на этом "рынке" еще нескольким компаниям из других регионов. Результат превзошел все ожидания. На сегодняшний день оплата за техническое освидетельствование одного лифта в городе снизилась до трех тысяч с хвостиком, а у некоторых - до двух тысяч 700 рублей. А ведь еще недавно были предъявлены счета в шесть, а где и в 11 тысяч целковых.

    Счет с потолка

    Эксперты краевой корпорации жилищного самоуправления сделали любопытные подсчеты: по их мнению, граждане за коммунальный сервис, случается, платят трижды: за собственно услугу, за потери из-за балансовой неразберихи и различных технических несовершенств. Третья статья расходов - приписки поставщиков.

    - Доходит и до казусов, - продолжает Давыдов. - Во время проверки одной из коммунальных структур в смете выполненных работ обнаружили запись: "ремонт межпанельных швов". А дом-то был кирпичный...

    Некоторые коммунальные тарифы для непосвященного - тайна за семью печатями.

    - Когда попытались выяснить, что же на самом деле зашифровано в плате за мусор, оказалось, помимо всего прочего, - ежедневный вывоз крупногабаритных материалов, - продолжает собеседник. - Как часто в вашем доме их вывозят? Собственникам квартир приходится раскошеливаться и за то, что мусороуборочная компания вычищает площадку, на которой устанавливаются контейнеры, моет их. Но в некоторых городах Кубани лишь недавно приобрели такие агрегаты. А в отдельных жилых домах площадки вообще нет.

    Копеечка к копеечке - и набегает приличная сумма. Тариф должен быть дифференцированным и отражать реальный объем услуг, считают специалисты. И управляющие компании, и ТСЖ нужно обязать ежемесячно письменно отчитываться перед квартирными владельцами за каждый потраченный рубль. Тогда будет прозрачность.

    Золотой баланс

    Балансовая неразбериха - еще один источник доходов для недобросовестных поставщиков.

    - Даже канализационный колодец зачастую относят к многоквартирному дому, - говорит эксперт по измерительным приборам Василий Сушков. - В результате чистка колодцев и уличных сетей ложится на плечи горожан. Но по закону разграничение балансовой принадлежности устанавливается предельно просто - это внешняя стена многоквартирного дома. Все, что за ее пределами, жильцов не касается. И колодец, и труба в ста метрах от жилья - зоны ответственности исключительно поставщика.

    Однако коммерческие структуры, как выясняется, и слышать об этом не хотят. Похожая ситуация и с теплоэнергией. Когда считают общие потери трубы, расположенной вне жилой зоны, то все расходы обычно перекладываются на кошельки жителей близлежащих домов. Получается, она находится на их балансе. А право выдавать техусловия на подсоединение к этим теплосетям частной бане или магазину остается за поставщиком.

    По словам Сушкова, потери есть и технические. Приборы учета зачастую не проходят положенную проверку и имеют погрешности. Так, в одном из интернатов края "водяной" прибор выдал годовой счет почти в миллион рублей. Когда стали проверять - оказалось, что показания завышены из-за неисправности счетчика. Реальная цифра вышла почти в два раза ниже. А вот здесь уже, уверены эксперты, зона ответственности обслуживающих организаций - ТСЖ или управляющей компании. К ним и нужно предъявлять претензии в таких случаях.

    - Главная проблема в том, что рынок коммунальных услуг у нас только развивается, - считает Анатолий Давыдов. - Сегодня нет опыта применения судебных решений, нет адвокатских контор, которые занимались бы жилищным законодательством и помогали квартирным собственникам профессионально отстаивать свои права.

    Комментарий

    Владимир Волчихин, председатель комитета по вопросам экономического развития промышленности, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Законодательного собрания Краснодарского края:

    - Будем откровенны: сегодня многие поставщики коммунальных услуг - монополисты в своей сфере. И бывает, пытаются лоббировать свои интересы на всех уровнях. Выход из положения - конкуренция на рынке коммунальных услуг. Но для этого необходимо создавать такой рынок, а не сохранять действующую систему. Чтобы существовало необходимое количество частных предприятий в ЖКХ, нужны в том числе долговременные тарифы. Ведь ни один частник не станет вкладывать деньги туда, где нет предсказуемой прибыли.

    Но долговременные тарифы должны быть просчитаны до копеечки. Тут есть ряд острых вопросов. Мы столкнулись с тем, что по многим территориям края, которые оказались в зоне действия одного из инвесторов, - а планируется долгосрочное инвестиционное соглашение - предлагаются тарифы с достаточно большой долей роста. Причина оказалась в чрезвычайно высоком уровне технологических потерь воды. Решили выяснить, в каких случаях они действительно неизбежны, а где вызваны недоработками коммунальщиков. Только когда у депутатов полностью сложится картина по этой ситуации, будет вынесено заключение, что тариф экономически обоснован на сто процентов.

    Коммунальные проблемы не могут решиться без участия и инициатив собственников жилья. Во всем мире стало обычной практикой, когда граждане идут в суд и заставляют поставщика в полной мере оказывать положенные услуги или решают свои взаимоотношения с ним через свои ТСЖ и управляющие компании.

    В Законодательном собрании края действует комиссия по ценовой и тарифной политике, депутаты которой входят в состав экспертного совета Региональной энергетической комиссии. Мы пытаемся отследить, насколько правомерны те цифры, которые предлагаются к утверждению. Обращения граждан - это индикатор, который позволяет вовремя остановить тот или иной перекос. Любое обращение рассматривается совместно с представителями того органа самоуправления, который утвердил норматив потребления или тариф на своей территории. Создается совместная рабочая группа или комиссия. Она помогает найти компромиссные решения и, самое главное, не дает "замолчать" проблему. Если по какому-то вопросу нарастает вал обращений, после проведения анализа депутаты с предложениями выходят на федеральный уровень или добиваются пересмотра нормы в краевом законодательстве. Если появляется необходимость, то дают рекомендации и органам местного самоуправления в городах и районах Кубани.

    Кстати

    Опыт у кубанцев в "тарифной борьбе" - немаленький. А главное - с результатом. В 2006 году в городе увеличили нормативы потребления тепла для многоквартирных домов. Инициативная группа обратилась в городскую Думу и администрацию Краснодара. Краевые законодатели, которых активисты тоже подключили к делу, направили материалы в Региональную энергетическую комиссию. И настойчивость принесла плоды: в мае 2007 года завышенные тарифы заменили, снизив плату за тепло на 20 процентов.

    На заметку

    Комитет по вопросам экономического развития промышленности, строительства и жилищно-коммунального хозяйства ЗСК - (861) 268-63-01. Прокуратура Краснодарского края - (861) 262-98-47. Краснодарская краевая корпорация жилищного самоуправления - (861) 259-92-17.

    Поделиться