20.05.2009 23:50
    Поделиться

    Во Владимир вернулись "пропавшие" в Абхазии туристы-водники

    Самонадеянность туристов-экстремалов едва не привела к трагедии

    Во Владимир вернулись "пропавшие" в Абхазии туристы-водники.

    Экстремалы, наделавшие шума на всю Россию и Абхазию, высадились на железнодорожном вокзале из поезда Адлер - Нижний Новгород.

    …8 мая в 18 часов в ГУ МЧС по Владимирской области обратился отец одного из туристов. Он сообщил, что 26 апреля его сын с группой студентов отправился в Абхазию для спуска на катамаранах по реке Бзыбь. 8 мая молодые люди должны были выехать из Адлера обратно, однако к месту посадки не вышли. За этим звонком последовали другие - родители просили помощи.

    Владимирцы вышли на своих коллег в Краснодарском крае и Абхазии, и к поиску пропавших катамаранщиков подключились абхазские спасатели, милиция и местные охотники. Туристов удалось найти через сутки, после того как в небо поднялись вертолеты МЧС и стали прочесывать Кодорское и Бзыбское ущелья. Группа была обнаружена при облете Бзыбского ущелья. С вертолета к ним высадился спасатель и доставлено продовольствие.

    Эвакуировать путешественников по воздуху было нельзя - кругом горы. По воде тоже - из-за дождей. Спасатели добирались до студентов, чтобы определить наиболее безопасное место их подъема из каньона. К пересечению рек Бзыбь и Гебшара туристы вышли пешком 13 мая. Впереди была российская граница. Работа по сопровождению группы из 22-х человек по ущелью реки Бзыбь продолжалась почти неделю.

    Финал у майского путешествия мог быть другим. Это первая мысль, которая возникла при встрече с юношами и девушками, шумно высаживающимися из вагонов. Ведь горная река, которую они отправились штурмовать, как раз в это время из-за бурного таяния ледников и проливных дождей становится крайне опасной и уже второй год закрыта для сплава.

    Однако руководитель группы, доцент ВлГУ Илья Мальцев оценивает ситуацию по-другому.

    - Представлял ли сплав по реке, которой специалисты присвоили шестой класс сложности, опасность? - задал вопрос руководителю корреспондент "РГ" и получил отрицательный ответ:

    - Видите, ни одной царапинки. Все живы и здоровы. Закрыли эту речку после того, как там погиб какой-то каскадер. Но мы уже находились на маршруте.

    - А было ли у вас разрешение на сплав?

    - Было, - утверждает Мальцев и показывает ленточку билетов… в национальный заповедник.

    - Значит, и помощь вам не требовалась?

    - Вышли бы своими силами, - заявляет руководитель. - Я остановил сплав, так как была слишком большая вода.

    Словом, и не терялись они вовсе. Просто решили переждать непогоду.

    Мнение спасателей - диаметрально противоположное.

    - По нашим данным, в Абхазии они обратились за разрешением на спуск, но им не разрешили, так как маршрут опасный, самого высокого, 5-6 уровня сложности, - говорит помощник руководителя ГУ МЧС по Владимирской области Борис Колосов. - Они ушли, взяв ответственность на себя, и никто их движение не контролировал, никто ими не занимался. И это самое страшное. Неизвестно, чем бы все закончилось, если бы не забили тревогу родители. А высадка спасателя с вертолета, возможно, предотвратила очень рискованные планы по продолжению похода.

    Как считают специалисты, руководитель, как человек опытный, не мог не знать о порядке организации подобных путешествий, связанных с риском для жизни большой группы людей. Надо было обратиться в маршрутно-квалификационную комиссию за документом на право проведения маршрута и зарегистрироваться в МЧС.

    Никаких официальных документов перед отправкой в путешествие в разгар учебного года ни студенты, ни преподаватель не получали и в университете. В этой связи ректорат начал свое разбирательство.

    Кстати

    К поиску туристов были привлечены Южный региональный центр МЧС РФ, Главное управление МЧС РФ по Краснодарскому краю, МВД Абхазии, Управление по ЧС при правительстве республики Абхазия, пограничные службы РФ. Оперативный штаб по поискам группы возглавил премьер-министр Абхазии Александр Анкваб. Штабы были созданы в Главном управлении МЧС по Владимирской области и во Владимирском госуниверситете, где учится половина участников группы и преподает их руководитель.

    Компетентно

    Юрий Леонтьев, мастер спорта СССР по туризму:

    - По туристским законам нельзя отправляться в поход высшей категории сложности без разрешения. В каждом регионе есть спасательные службы. Перед отправкой направляем соответствующие документы, где представляем всех участников и их опыт, руководителя и его опыт. Исходя из этого, или дают разрешение, или не дают. Разрешение означает, что мы можем воспользоваться местными службами спасения и в какой-то степени нам гарантирована безопасность. Рекорды рекордами, но нет ничего важнее здоровья и жизни людей. Это авантюра, и в первую очередь, ответственность за нее несет руководитель.

    Федор Богданов, председатель федерации спортивного и самодеятельного туризма Владимирской области:

    - С волнением ждал вестей с маршрута. Ведь были случаи, когда люди шли на штурм и гибли. Связался с сочинскими спасателями. Сказали, что руководитель сумел грамотно построить маршрут, когда увидел, что река им не по зубам. Не понимаю, о чем он думал? Опытный турист, он должен был придти к нам, подать списки, мы бы проверили его команду и сказали: "Они не имеют права идти, у них нет опыта. Чтобы выйти на такую реку, для участника нужно как минимум 4-5 лет опыта, а для руководителя - 10 лет. Это - спорт, а они пошли не как спортсмены, а как "дикари". 

    Поделиться