Бартерные сделки, мини-рынки и торговля с машин: кризис вызвал к жизни проверенные в 1990-е годы способы выживания людей и предприятий.
Непросто обналичить грузовик
Одной из основных проблем в нынешней экономической ситуации является отсутствие "налички". Из классической цепочки "товар - деньги - товар" вновь выпало среднее звено: с производителями и продавцами все чаще рассчитываются товарами и услугами. Задача реализации полученного добра, как правило, ставит в тупик управленцев всех уровней.
Сначала о возвращении к бартеру в регионе заговорили строители, столкнувшись прошлой осенью с невозможностью пополнить оборотные средства за счет кредитов. С первыми проявлениями кризиса мелкие и средние компании, обладающие небольшой залоговой массой, оказались отсечены от заемных средств. Одним из выходов из ситуации стала организация бартерной площадки на базе одного из объединений мелких и средних строительных фирм областного центра. Уже к декабрю, по словам президента Ассоциации предприятий строительной отрасли Челябинска (АПСО) Владимира Бурлакова, использование бартера при расчете строителей с поставщиками стройматериалов стало массовым явлением - в той или иной форме подобные схемы использовались почти 90 процентами компаний. Сегодня доля бартера при приобретении стройматериалов колеблется от 40 до 70 процентов от общего объема закупок.
Квадратные метры по-прежнему остаются если не самым выгодным, то хотя бы надежным вложением средств. Сложнее - с продукцией промышленности. Весной стало понятно, что оптимистичные прогнозы, сулившие стабилизацию и даже некоторый рост производства, сбылись лишь отчасти. Бартер продолжил наступление на все отрасли экономики, захватив даже сферу международного сотрудничества. На заседании регионального антикризисного штаба гендиректор одного из челябинских заводов Валерий Платонов посетовал на "навязываемые некоторыми партнерами" безденежные взаиморасчеты. "В Белоруссии мы выиграли все тендеры, ждем денег, а они в обмен на нашу продукцию предлагают взять собственную", - возмущался он. И неудивительно: обмен тракторов на МАЗы не сулит скорого пополнения запаса наличности, даже если смириться с ужасающими потерями при их реализации. Впрочем, кто знает: если уж заговорили о бартерных схемах расчета за топливно-энергетические ресурсы…
Что победит: обмен или кредит?
Пока капитаны бизнеса и власти вспоминают хорошо забытое старое, безденежные расчеты прочно вошли в повседневную жизнь южноуральцев. К примеру, с работниками рекламного бизнеса и СМИ компании-заказчики массово рассчитываются сертификатами на приобретение своих товаров, в том числе премиум-сегмента. Дисконт доходит до 20 процентов - с учетом действующих "антикризисных" скидок. Вот только шубы, сапоги, дамские сумочки и схожие товары не являются предметами повседневного спроса, а обналичить такие сертификаты довольно сложно. Оценить же объем таких взаиморасчетов невозможно в принципе.
Перспектива вынужденного возврата к бартеру не радует никого. Во-первых, она стимулирует развитие "серого" сектора в экономике. Во-вторых, безденежные расчеты максимально затрудняют выплату зарплат, инвестирование в развитие бизнеса и так далее. Финансовые потери при использовании таких схем достигают 30 - 40 процентов - и это не теоретические расчеты, а вполне реальный опыт прошлых лет. В-третьих, такая практика многократно затруднит администрирование налогов.
Но, пока эксперты обсуждают, что в итоге победит - кредит или обмен, в регионе оживились всевозможные компании-посредники. Они сулят не только максимально упростить поиск предложений по обмену товарами и взаимозачету, но предлагают юридическое и бухгалтерское сопровождение такого рода сделок.
Мы на ярмарке торгуем каждый день…
Еще одна примета времени - возрождение уличной торговли. Для малоимущих слоев населения это возможность приобрести продукты по приемлемым ценам, для небогатых сельхозпроизводителей - способ выживания. В условиях кризиса эта форма торговли переживает своеобразный ренессанс - наряду с почти "задушенными" мини-рынками. На закрытие последних введен мораторий. Более того, муниципальные власти оформляют документы на открытие дополнительных торговых площадок, а существующие расширяют. В Челябинске мини-рынки должны заработать в каждом районе, в Магнитогорске - в каждом микрорайоне.
До лучших времен притормозили и процесс перевода "под крышу" универсальных и специализированных рынков: превращение их в цивилизованные торговые комплексы автоматически ведет к росту цен. Вновь становится привычной картиной торговля с колес на городских улицах, в том числе полузабытые бочки с молоком. Месяц назад молоко продавали из 20 таких цистерн, сегодня их насчитывается уже 55, и принято решение закупить еще сотню. Даже нынешнее количество таких импровизированных торговых точек позволит довезти непосредственно до потребителя порядка 100 тонн молока.
Ярче всего, по иронии судьбы, эта тенденция проявляется в наиболее благополучных до сего времени городах области - Челябинске и Магнитогорске. На дверях подъездов и рекламных досках регулярно появляются объявления о том, куда и когда придет машина с дешевыми продуктами, и даже предложения о доставке овощей до квартиры. В сравнении с ценами торговых сетей здесь покупатели могут выиграть 20 и более процентов.
Впрочем, что касается овощей, то кризисное лето сулит небывалый всплеск садово-огородного энтузиазма южноуральцев. Тем более что бюджетные компенсации льготного проезда на садовых маршрутах выдаются в полном объеме и в приоритетном порядке. Еще одной приметой времени стала аренда предприятиями участков так называемых "ленивых" посадок. При таком подходе картофель, морковь и капусту сажают и обрабатывают сельхозпроизводители, а уборка и доставка в город производится силами работников предприятий.