За первые четыре месяца нынешнего года ВВП в Беларуси увеличился на 1,2 процента. Специалисты рассматривают этот экономический результат как своего рода индикатор. Оптимисты утверждают: уже во втором полугодии начнется некоторое оживление производства.
- Хорошие в целом итоги, - прокомментировал ситуацию министр экономики Беларуси Николай Зайченко. - Хотел бы подчеркнуть: ситуация остается сложной, негативное влияние внешних факторов, таких как снижение спроса на международном рынке, продолжается. Тем не менее ситуация абсолютно контролируемая, управляемая. Главное, удалось сохранить положительную динамику роста. Это обеспечивает решение запланированных социальных задач.
Что внушает доверие к подобным оценкам? Министр не стал ретушировать трудности, с которыми столкнулась экономика страны, а объективно разложил по полочкам "плюсы" и "минусы". К примеру, устойчиво работают топливная промышленность, в том числе нефтепереработка, аграрная отрасль. Развивается благодаря льготному государственному кредитованию строительство жилья. Его возведено по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 22 процента больше. А это обеспечивает постоянный спрос на стройматериалы, продукцию лесной отрасли. В плюсе и общественное питание, торговля, сфера бытовых услуг. Государство и дальше намерено развивать эти отрасли, особенно строительную, как своеобразные компенсаторы потерь, понесенных белорусскими предприятиями на внешних рынках.
- Мы не ставим сегодня целью достичь тех или иных цифр, - отметил Н. Зайченко. - Нужно сохранить положительную динамику развития при сокращении запасов продукции на складах. Как говорится, лучше меньше да лучше - это касается качества экономического развития. Ожидаем, что в первом полугодии белорусская экономика сработает не хуже, чем в таком же периоде прошлого года.
Целый ряд параметров показывает, что такое вполне реально. Например, объем подрядных работ в первом квартале вырос на 13 процентов. Инвестиции в основной капитал - еще больше. Рентабельность продукции хоть и сократилась без малого вдвое, но все-таки составляет 7,7 процента. Снижается удельный расход материалов и энергии. Значит, у предприятий есть резервы, чтобы вписаться в нынешнюю конъюнктуру рыночных цен.
И все же министр экономики не скрывает озабоченности ситуацией в ряде важнейших для Беларуси отраслей промышленности - автотракторной, сельскохозяйственного машиностроения. Речь о десятках крупных заводов, сотнях тысяч работников и членов их семей. Спад производства там - до 30 процентов. На некоторых предприятиях приходится сокращать рабочую неделю, падают, естественно, и доходы трудовых коллективов. Нетрудно заметить, что такова же ситуация и в родственных российских отраслях. Ведь белорусские и российские предприятия тесно связаны кооперационными поставками. И рынок у них фактически общий - в границах Союзного государства. Как же в этих условиях выполняется принятый на высшем уровне план совместных действий, направленных на преодоление последствий экономического кризиса?
- Непростой вы задали вопрос, - откровенно ответил корреспонденту "СОЮЗа" министр. - Предполагалось, что наши страны создадут равные условия доступа на рынки друг друга, иными словами, обеспечат национальный режим этого доступа. К примеру, не станут чинить препятствий для участия в тендерах на поставку той или иной продукции за счет государственных средств. Белорусская сторона исходит из того, что такой подход должен распространяться на товары всех видов. Российская же согласилась применить его только по отношению к продукции лишь небольшого числа предприятий, широко использующих российские материалы и комплектующие.
В остальных случаях - а их большинство - торговлю затрудняют принятые в России преференциальные надбавки. То есть даже если российская продукция окажется на 15 процентов дороже белорусской, при проведении госзакупок преимущество будет отдано ей. Выиграть тендер "иностранцу" становится практически нереально. Но, возможно, такой подход обоснован? В конце концов российский бюджет не обязан субсидировать белорусское производство. Однако суть в том, пояснил Николай Зайченко, что при государственных закупках финансовые льготы достаются не производителю продукции, а ее покупателю. К примеру, в этом году, как и прежде, Беларусь планирует приобрести комбайны "Дон" на миллиард рублей. Часть процентных ставок по кредиту при этом будет компенсирована получателям техники - белорусским сельхозпредприятиям. Казалось бы, выгодно всем: и белорусским крестьянам, и ростовским машиностроителям. И такой механизм безотказно работал бы при реализации любых белорусских и российских товаров. Однако пока, с сожалением отметил министр, Россия не готова без ограничений субсидировать своим покупателям продвижение белорусской продукции. Переговоры на сей счет продолжаются.
С последствиями кризиса можно успешно бороться. Но совершенно очевидно, что союзным странам лучше это делать сообща.