Прошедшие субботу и воскресенье глава МИД России Сергей Лавров находился с визитом в Сирии.
За неполных двое суток члены российской делегации смогли не только принять участие в 36-й сессии Совета министров иностранных дел Организации Исламская конференция (ОИК), но и окунуться в захватывающий мир конспирации.
Субботним вечером к тяжелым бронированным воротам российского посольства в Дамаске подъехал мало чем примечательный джип. В нем сидело двое бородатых мужчин. Очевидно, что в любой другой день их бы на российскую территорию без тщательного досмотра не впустили. Но только не в тот вечер. Ворота тихо открылись. Точно так же бесшумно джип въехал во двор дипмиссии и остановился возле парадного входа. Никто из машины не вышел.
Через несколько минут к тем же воротам подъехало два "Мерседеса" с тонированными стеклами. Номера у них были стерты. Их также без вопросов впустили во двор. И опять из машин никто не вышел.
Случайный свидетель происходящего мог бы подумать, что охрана посольства потеряла бдительность. В действительности же все было как раз наоборот. На территории посольства России в Сирии с минуты на минуту должна была начаться встреча Сергея Лаврова с председателем полит-бюро палестинского движения ХАМАС Халедом Машаалем.
Тревожное ожидание продолжалось недолго. Еще минут через десять ворота вновь открылись и появилось сразу четыре черных "Мерседеса". Вновь тонированные стекла и стертые номера. Но на этот раз одна из машин подъехала прямо к зданию и из нее вышел Машааль. Вокруг тут же выросло десять охранников.
Понять тревогу палестинцев за одного из своих лидеров нетрудно. Несмотря на то что представители ХАМАС находятся на дружественной для них сирийской территории, все равно самая высокая степень безопасности жизненно необходима. Буквально по пятам за ними ходит смерть.
Встреча Лаврова с Машаалем на территории российского посольства в Сирии прошла спокойно. В том числе потому, что в положительном результате этих переговоров заинтересована израильская сторона. На прошлой неделе в Вашингтоне гостил премьер Израиля Биньямин Нетаньяху, который после встречи с президентом США Бараком Обамой заявил, что готов немедленно возобновить переговоры с палестинцами. Вот только с кем именно и на каких условиях?
Машааль вышел из машины и приветственно поднял правую руку вверх. Он улыбнулся и негромко спросил по-английски: "How are you?" ("Как ваши дела?"). Ответа на такие вопросы обычно не следует. Не было его и на этот раз. До встречи с Лавровым, который ждал лидера ХАМАС в гостиной, Машаалю оставалось пройти десять шагов. Через несколько секунд они уже жали друг другу руки.
Машааль долго рассаживал своих соратников на мягкие диваны. Видимо, для него имело принципиальное значение, кто и где будет сидеть напротив Сергея Лаврова. За началом встречи разрешили понаблюдать и российским журналистам. "Добро пожаловать, - начал Машааль, как гостеприимный хозяин, хотя переговоры проходили на российской территории. - Мы по вам соскучились". Честно говоря, было странно услышать такие слова от человека, годами живущего в условиях строжайшей конспирации.
Тем не менее в условиях уюта российского посольства эта реплика из уст улыбающегося Машааля прозвучала вполне органично. "Я рад вас видеть, - ответил Лавров. - А то кто-то уже стал говорить, что мы прекратили контакты с ХАМАСом". "Мы следим за вашими заявлениями и можем судить по ним, что такого намерения у вас нет", - продолжил беседу Машааль. "Убежден, что это (контакты. - "РГ") необходимо", - заявил Лавров. На этом журналистов попросили удалиться.
Двери за ними закрылись и вновь открылись спустя почти час. Машааль, прощаясь, о чем-то шутил. Но что именно он говорил Лаврову, больше не было слышно. Они простились, и машины со стертыми номерами исчезли в ночи Дамаска.
А Лавров несколько минут пообщался с журналистами: "Встреча была нами использована для того, чтобы содействовать нахождению совместных позиций между всеми палестинскими группировками. Россия активно поддержала посреднические усилия Египта. Рассчитываем, что эти усилия при поддержке всех нас дадут результат".
Москва, очевидно, готова предпринять максимум усилий, чтобы процесс палестинского единения не затягивался. "Следующим шагом, - заявил Лавров, выступая перед коллегами по ОИК, - на пути к возобновлению политического процесса в регионе должна стать Московская конференция по Ближнему Востоку".
Пока не известно, когда именно состоится эта конференция, но, похоже, что ждать осталось недолго. "Все подтвердили свою поддержку созыва в этом году в Москве международной конференции по Ближнему Востоку. Подтвердили важность создания для этого необходимых условий. Все согласны с тем, что двумя главными задачами на данном этапе являются прекращение политики поселенчества со стороны Израиля, а со стороны палестинцев - восстановление палестинского единства", - заявил глава российского МИДа после завершения сессии ОИК.
Между тем
В воскресенье глава МИД Великобритании Дэвид Милибэнд в корне изменил свою позицию. В интервью сирийской газете "Аль-Хаят" он заявил, что "ХАМАС - это не "Аль-Каида". Российские журналисты попросили Сергея Лаврова прокоментировать заявление его британского коллеги. По словам Лаврова, "лучше сделать такое заявление поздно, чем никогда. Это надо было сделать гораздо раньше, еще в 2006 году, когда ХАМАС победил на демократических, свободных выборах. Но по соображениям политической предвзятости правительство, сформированное ХАМАС, не было признано большинством западных стран. Тогда, собственно говоря, и зародились причины того кризиса, который мы сейчас продолжаем наблюдать".