Батынков
Московский музей современного искусства в Ермолаевском продолжает свои ретроспективы. На этот раз все 3 этажа музея предоставлены графике Константина Батынкова. Плодовитость этого художника стала легендой. Тысячами его работ можно было бы заполнить все залы Эрмитажа, поэтому из каждой его серии за 15 лет в ММСИ дана небольшая выборка. Однако довольно и этого.
Черно-белая графика Батынкова обладает гипнотическим эффектом. Его бульдозеры, подводные лодки, вертолетики и фантастические военные машины, подводные лодки, кони, люди в футуристических, но узнаваемых пейзажах сюрреальны, но настолько живы, что заставляют поверить в свое существование. Утопичная графика Батынкова - это развернутая аннотация к другой жизни ("Другая жизнь" - так и называется одна из его серий), в которой охотятся на привидений, лайнер является деталью интерьера, а у подножия храма Христа Спасителя - веселый каток в бассейне Москва. Социальные, или градостроительные, или милитаристские фантазии Батынкова могли бы быть иллюстрациями к фантастическим романам первой половины ХХ века. Особого упоминания заслуживает серия "Москва", в которой смешиваются 2 города, Москва настоящая и идущая ей на смену молодая, незнакомая Москва XXI века. Точечная застройка, снос пятиэтажек, пробки и баррикады, армия подъемных кранов, сошедшая с городских горизонтов на первый план, все эти реалии вчерашнего, сегодняшнего и, вероятно, завтрашнего дня лишь слегка затушеваны утопическим (или галлюцинаторным, как кому угодно) видением Батынкова. Оно не может скрыть печали, так знакомой каждому москвичу при взгляде на окружающую действительность, и можно сказать, что оригинальный метод Батынкова, замешанный на постмодернистских фантазиях, не так уж далек от реализма. До 14 июня
Звездочетов
В галерее XL на Винзаводе открылась давно ожиданная выставка Константина Звездочетова. Звездочетов - живой классик современного искусства, участник легендарной группы "Мухоморы", автор более 100 выставок. Его нынешний масштабный проект "Нормальная цивилизация" смотрелся бы революционно лет тридцать назад, остросоциально - двадцать, а сейчас кажется забавно-ностальгическим для людей постарше (и, надо надеяться, поучительным для молодежи).
В своей обычной лубочно-карикатурной манере Звездочетов выставил галерею образов Западной цивилизации, какой она представлялась задолго до Перестройки по редким артефактам "оттуда" и карикатурам журнала "Крокодил". Выставка в XL показывает материальное обеспечение веры в преимущество демократии над социализмом. Это этикетки, коробочки с надписями на непонятном и притягательном языке, рекламные красотки, пьющие на пляже Coca-cola, большие американские автомобили и пустые бутылки от "дринков" всевозможной крепости. Карикатурно обратив рекламные картинки в иконы общества потребления, Звездочетов одновременно насмехается над американским поп-артом и над советским легковерием. До 10 июня
"Рукоделие"
В галерее "Проун" (Винзавод) - новая выставка "Рукоделие". Это визуальное исследование, посвященное вышивке, которое охватывает период с первой трети ХХ века до наших дней. Выставка должна иллюстрировать постоянное обращение авангарда к архаическому, народному искусству, а также трансформацию традиционных форм в современные медиа. Несколько десятков работ на экспозиции дают перспективу от текстиля Александры Экстер до шитья по винтажной одежде Натальи "Цапли" Першиной и знаменитых вышитых даблоидов Леонида Тишкова. До 20 июля
Гурам Доленджашвили
В галерее "Кино" (угол Малой Молчановки и Ржевского пер.) - выставка рисовальщика Гурама Доленджашвили "Пейзаж без войны". Свои рисунки он называет графическими полотнами. И действительно - с помощью одного простого карандаша он добивается иллюзии глубокого пространства, наполненного не только светом, но и цветом. В галерее показаны две серии Доленджашвили, зимние пейзажи Сванетии и средней России. Совсем немного работ, но даже по одному рисунку можно высоко оценить творчество этого больше известного за рубежом, чем в Москве, художника, верного традициям реалистической школы. Торопитесь - выставка работает до 30 мая