Прогноз на выходные москвичей напугал - сплошные ливни, "местами может выпасть до 25 мм осадков".
Было ясно: Москва "поплывет". Все городские низменности заполнятся лужами, в том числе проезжая часть. Уже подмечено, что и 10-миллиметровые осадки способны забить "пробки" на магистралях, а тут целых 25!
Дожди и правда лили. В субботу выпала почти половина месячной нормы осадков. Мокрая погода была и в воскресенье. Впрочем, как и положено в дни, когда в народе вспоминают Мокия Мокрого. Между тем лужи разлились на многих улицах столицы. Пассажирам общественного транспорта приходилось порой прямо в лужу спрыгивать со ступеньки автобуса или троллейбуса. Корреспонденты "РГ" решили получить ответ на вопрос: ну почему в столице нормальный летний дождь (впрочем, как и снегопад зимой) становится настоящим ЧП, которое парализует движение на дорогах?
В "Мосводоканале" ссылаются на объективные причины. Мол, в последние годы дожди идут чаще (только в прошлом году их было в 1,5 раза больше, чем в среднем) и обильнее. Причем хлещут и весной, и летом, и даже в сентябре. Например, за два майских дня - 12-е и 13-е - в столичном регионе выпало 150 процентов месячной нормы осадков, а уровень Москвы-реки поднялся на полтора метра. Водохранилища "Мосводоканала" не могли принять весь избыток воды - пропускали транзитом. Дошло до того, что пострадали подмосковные здравницы Управления делами президента: "Лесные дали", "Сосны", "Петрово-Дальнее", разрушены пляжи, лодочная станция. Убытки оценили в 10 миллионов рублей.
В городе и другая беда. Половина территории закатана в асфальт, поэтому земля неспособна впитать в себя всю вылитую с неба воду. Все течет в городские водосточные колодцы, которые, судя по стоящим лужам, с нагрузкой не справляются. Что подтверждает и пресс-секретарь "Мосводостока" Игорь Епифанов.
- Ливневые стоки столицы, построенные 50 лет назад, рассчитаны на другой объем воды, - рассказывает Епифанов. - Никто не учитывал, что столица так стремительно разрастется, вберет в себя пригородные районы. В части Москвы вообще нет водостоков. Например, трубы не прокладывали на улицах, считающихся "второстепенными", а сейчас их статус изменился, но во дворах и на дорогах после каждого дождя стоят глубокие лужи.
Их и в центре хватает, но уже по другим причинам. Примерно четверть труб сильно изношены, перекладывать их сложно - под землей клубок коммуникаций, тесно стоят памятники культуры, на любые работы нужно получить массу согласований... Старые водостоки быстро забиваются мелким строительным мусором - стройки-то по всему городу, да и дворники норовят смести уличную грязь в решетки... Техники у "Мосводостока" - около 400 единиц. В период ливней этого явно недостает, к тому же многие машины нуждаются в замене. А удастся ли в кризис обновлять парк - еще вопрос.
С позиции городских служб - ничего страшного не происходит. В Объединении административно-технических инспекций (ОАТИ) Москвы нам зачитали справку, что за три весенних месяца на дорогах выявлено 7 подтоплений (для мегаполиса - сущая ерунда) из-за забитости ливнеприемников. Дорожная инспекция зафиксировала нарушения и выдала предписания - очистить.
В ГИБДД Москвы тоже спокойно отнеслись к метеопрогнозу на выходные.
- Нам уже звонят, - говорит инспектор Максим Галушко, - предлагают сделать предупреждение о возможных пробках на дорогах. Что же теперь - с каждой дождинкой, с каждой снежинкой предупреждать водителей? И вообще на статистику аварий летние дожди не влияют.
С ним категорически не согласен президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин:
- Как это ливни не влияют на аварии?! До дождя дороги грязные, а после него - скользкие, машины катятся как по маслу. После долгого простаивания в пробке водитель набирает скорость, стараясь наверстать время... ДТП в такой ситуации неизбежны. Другое дело, что никто не ведет статистику аварий, связанных с дождями. А сколько машин загублено! Возле "Горбушки" есть опасное место, где утонул не один автомобиль. Только наша организация выиграла три гражданских дела в судах. Такой же "бермудский треугольник" есть между Варшавкой и Чертановской улицей. Страшно после дождя попасть в тоннель - например, под Таганкой, да практически под любой. Или проехать под мостом. Автомобили стоят по пояс в воде, моторы глохнут.
И виной тому главным образом плохая чистка ливневки, поэтому защитники автовладельцев предъявляют иски "Мосводостоку".
По словам Епифанова, ситуация с ливневкой должна кардинально измениться, но лишь к 2015 году. Сейчас в Москве насчитывается около 6,2 тысячи километров труб, а за шесть лет предстоит построить и реконструировать почти 1,5 тысячи километров. А до того счастливого времени, судя по всему, будем сидеть в лужах.