Не прошло и года после принятия нового Закона "Об аудиторской деятельности", в соответствии с которым аудиторы начали перестраивать свою работу, как министерство финансов предложило очередные поправки в него. Правда, сами аудиторы новым инициативам минфина не удивлены. Как отметила Юлия Емельянова, заместитель генерального директора компании "Нексия Пачоли", хотя проект закона в свое время стоял "в листе ожидания" несколько лет, тем не менее по многим позициям он остался непроработанным. Причем предлагаемые поправки также не устраняют в полной мере имеющиеся спорные моменты.
Эксперты уже назвали данные инициативы минфина работой над ошибками, так как основные изменения носят некий корректирующий и уточняющий характер предыдущей редакции закона. Однако справедливости ради необходимо все же отметить, что часть норм имеет концептуальный характер. Более того, по мнению Ольги Роговой, заместителя руководителя компании департамента юридического консалтинга "АРТ-Аудит", минфин, внося данные поправки, снял с себя ряд полномочий, предоставив саморегулируемым организациям больше прав и обязанностей. Кроме того, изменения также касаются расширения круга организаций, обязательный аудит которых должны осуществлять только аудиторские организации.
Этот список расширен на ГУПы, МУПы и другие организации с долей госсобственности, превышающей 25 процентов, говорит Роман Ракшаев, заместитель генерального директора Аудиторско-консультационной группы "Развитие бизнес-систем". Это логичная поправка, так как такие предприятия недостаточно крупные и доверять их аудит индивидуальному аудитору проблематично.
По мнению эксперта, важной поправкой также является то, что действия закона будут распространяться не только на аудиторов и саморегулируемые организации (СРО) аудиторов, но и на аудируемых лиц.
В обязанности аудируемых лиц вменили соблюдение Федеральных стандартов аудита. Это серьезное изменение! Поскольку в стандартах аудита прописаны положения об ответственности руководства экономических субъектов за формирование и функционирование системы внутреннего контроля, предот вращение недобросовестных действий и т.д., пояснила "РБГ" Юлия Емельянова. Установление ответственности аудируемых лиц за несоблюдение стандартов аудиторской деятельности вполне оправданно. К сожалению, только не определена мера ответственности. Хорошо бы также предусмотреть наказание экономических субъектов за непроведение аудиторской проверки. Особенно это касается компаний, имеющих организационно-правовую форму ЗАО или ООО, но подлежащих обязательному аудиту по выручке и размеру активов.
Существенным изменением, является и перенос на один год (с 01.01.2012 г.) сроков вступления в силу положений о возможности аудиторов, имеющих ранее выданный квалификационный аттестат, заниматься аудиторской деятельностью в отношении публичных компаний, кредитных, страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, и консолидированной отчетности.
Большой блок поправок связан с деятельностью СРО. Важнейшая из них, считает Роман Ракшаев, - СРО должны устанавливать правила независимости аудиторов и аудиторских организаций. Упоминаний этих правил в предыдущей редакции закона не было. Очевидно, что это не пустая формальность, дополнение продиктовано следованием мировой практике. Контроль независимости аудиторов от аудируемых субъектов является сейчас важнейшим. Несомненно, и в России он также должен стать таким же, уверен эксперт.
Есть ряд поправок, которые связаны с получением аттестата аудиторами. Как рассказала "РБГ" Ольга Рогова, согласно новому законопроекту выдача квалификационного аттестата, а также отказ от выдачи будут осуществляться СРО. Круг вопросов, предлагаемых претендентам на квалификационном экзамене, устанавливается единой квалификационной комиссией. Добавилось дополнительное основание для отказа в выдаче квалификационного аттестата - в случае если со дня принятия единой аттестационной комиссией решения о результатах квалификационного экзамена до дня получения СРО аудиторов от претендента заявления о выдаче квалификационного аттестата аудитора прошло более одного календарного года.
Кроме того, до 1 января 2013 года аудиторы, имеющие действительные квалификационные аттестаты аудиторов, выданные до дня вступления Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аудиторской деятельности", вправе сдавать квалификационный экзамен в упрощенном порядке. Упрощенный порядок сдачи экзамена будет устанавливаться минфином. При этом в отношении указанных лиц не применяется требование о том, что не менее двух лет из последних трех лет стажа работы, связанной с осуществлением аудиторской деятельности либо ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности, должны приходиться на работу в аудиторской организации.
Еще одной поправкой, на которую стоит обратить внимание, является прямая запись о том, что аудиторы либо аудиторская организация имеют право страховать риск ответственности за нарушение договора об оказании аудиторских услуг. Как отметил Роман Ракшаев, в прошлой редакции закона о страховании аудитор ской деятельности не было сказано ни слова. Речь шла о том, что каждая СРО будет создавать свой компенсационный фонд, который сможет заменить собой страхование аудиторской деятельности. При этом страховать аудиторскую деятельность не запрещалось.