Евгений Гонтмахер: Президент расширил горизонты бюджетного планирования до 2030 года

Уже в начале Послания сказано, что перспективы восстановления положительного роста ВВП на следующий год остаются неопределенными. И прогнозы на 2010 год должны исходить из консервативного варианта, то есть такого сценария развития событий, который ближе к пессимистическому.

Это прежде всего касается прогнозов по ценам на энергоносители, являющимся основными источниками пополнения бюджета, а также по доходам бюджетов всех уровней. Мне такая позиция понятна и кажется правильной. Нельзя повторять ошибку 2008 года, когда мы неоправданно долго говорили о том, что Россия - это "островок стабильности" в море мирового финансового кризиса, что кризиса у нас нет, а есть лишь его отдельные проявления. Но уже в 2009 году жизнь показала, что такого рода отношение к развитию ситуации в мире и в стране недопустимо.

В то же время президент четко заявил, что очень многие расходы, связанные с социальными программами, сокращаться не будут. В первую очередь, должны быть максимально сохранены расходы на образование и здравоохранение. Однако параллельно необходимо внедрять современные механизмы использования этих средств. Так, например, финансироваться должны не сами учреждения образования и здравоохранения, а предоставление услуг этими учреждениями конкретным потребителям. Это очень важная политическая установка, которая означает, что бюджетные деньги должны тратиться в соответствии с потребностями людей, а не абстрактной системы здравоохранения или образования.

Очень важный аспект Послания связан с рынком труда. Президент заявил, что, конечно, надо тратить деньги на поддержку населения в кризисных условиях, выплачивая пособие по безработице. Но при этом подчеркнул, что граждане, имеющие возможность работать, должны быть сориентированы на экономически активную позицию, а не только на получение денежной помощи. Это очень важно, потому что есть такая точка зрения, будто выплата пособий способна в значительной части закрыть проблемы, связанные с безработицей. И пока львиная доля средств, которые тратятся сейчас на поддержку безработных, идут как раз на выплату пособий. Но упор надо делать на переобучение людей, то есть дать им в руки новую, востребованную профессию, которая поможет встать на ноги. Причем эти программы должны быть рассчитаны не только на потерявших работу, но и тех, кто хочет сменить квалификацию, не дожидаясь увольнения, или просто не удовлетворен своей нынешней занятостью.

Сейчас все наши программы занятости, в том числе и по переобучению, охватывают только тех, кто зарегистрировался на биржах труда. Но кроме них есть еще более 5 миллионов человек, кто не зарегистрировался в Центре занятости, но ищет работу. Есть еще несколько миллионов человек, которые работают, но хотели бы получить более достойную и перспективную работу. И если учесть все эти категории, то мы увидим всю масштабность проблемы. В общей сложности речь идет примерно о десяти миллионах граждан. Им надо предоставить самые разнообразные и, может быть, даже дорогостоящие услуги, вплоть до второго высшего образования. Об этом в Послании сказано, как мне представляется, достаточно ясно и четко.

Еще один существенный момент - подтверждены все обязательства, связанные с пенсионной системой. Также важная проблема, поставленная в Послании, связана с помощью малообеспеченным людям, то есть с системой социальных пособий, разнообразных льгот. Это старый вопрос, который обсуждается еще с 1990-х годов. Монетизацией льгот он так и не был решен. По данным последних обследований, у нас чуть ли не 40 процентов семей получают тот или иной вид льгот и денежных пособий. Это не соответствует адресному принципу. Потому что из этих 40 процентов большая часть - самодостаточные семьи, которые могут вполне себя обеспечить. Сейчас надо более активно внедрять принципы проверки доходов, обследования состояния семей при предоставлении им любых форм господдержки. Речь должна идти о том, что, например, с 1 января 2011 года вновь поступающим в эти многочисленные категории льготников людям, льготы могут предоставляться уже не автоматически, а исходя из материального положения их семей. Никто из нынешних получателей не по-страдает, они будут получать то, что получают сейчас. А вот вновь входящие в эти категории люди должны наконец получать по справедливости, а не по статусу.

Важно также, что в бюджете должны быть отражены затраты на реализацию положений Конвенции о правах инвалидов, которая в скором времени будет ратифицирована нашим парламентом. По-моему, это в первый раз, когда в Бюджетном послании упоминается такого рода проблема, связанная с большой группой людей. Ведь инвалидов у нас уже более 13 миллионов человек. Это еще раз показывает, что президент обращает внимание на социальные вопросы достаточно плотно.

Очень важные вопросы ставятся и по поводу межбюджетных отношений. У нас слишком много самых разнообразных субсидий, субвенций, которые федеральный бюджет передает в региональные бюджеты. А с регионального уровня деньги переправляются в муниципальные бюджеты. Но это, с одной стороны, усложняет систему межбюджетных отношений, а с другой - ограничивает самостоятельность и ответственность органов государственной власти субъектов Федерации, приводит к дублированию функций, распылению бюджетных средств. Софинансирование со стороны федерального бюджета, по сути, превращается в финансирование того или иного расходного обязательства региона. Однако давно назрела необходимость предоставлять регионам и муниципалитетам большие возможности для самостоятельного получения доходной базы, для исполнения своих обязательств. Они должны в меньшей степени зависеть от федерального бюджета, чем это делается сейчас. Потому иначе у них нет стимула к тому, чтобы зарабатывать деньги самостоятельно. Все уповают на Москву и даже в хорошие времена стремятся обеспечить за счет госказны все свои запросы. Но, напомню, именно муниципальный и региональный уровни несут основную нагрузку по здравоохранению, образованию и социальной защите.

Послание посвящено в основном проблемам бюджета 2010 года, но в конце его есть специальный раздел, который озаглавлен таким образом: "Совершенствование технологий, формирования исполнения бюджета". Там, в частности, указано, что остается актуальной задача по расширению горизонта экономического прогнозирования и финансового планирования. Трехлетние экономические прогнозы и бюджеты должны разрабатываться в рамках средне- и долгосрочных прогнозов на срок до 20 лет. И тем самым, как мне кажется, это Бюджетное послание играет стратегическую роль. На его базе, наверное, и можно будет выстраивать основные принципы бюджетной, экономической и социальной политики, вплоть до 2030 года.